«Я из этого тайны не делаю»

Темная лошадка Александр Деев

 Принципиальный расклад кампании по выборам мэра Томска, думаю, уже определился – партия власти в лице Николая Николайчука, партневольники в виде представителей ЛДПР, «Справедливой России», КПРФ и темная лошадка Александр Деев.

С первыми двумя позициями все в общем ясно. Николайчук приложил все силы, чтобы стать кандидатом от партии власти, начиная с того, когда летом 2007 года он амбициозно отказался от спокойного места спикера гордумы в пользу шаткой роли и.о. мэра. Для других партийных кандидатов выборы мэра – не их личная, а чужая война. Партия сказала: «Надо», кандидат ответил: «Есть». То есть задача одна — поддержать партийный престиж. И, наконец, любопытная позиция в виде Александра Деева.

Интрига

Любой человек, знакомый с томской политикой, спросит – как можно назвать Деева темной лошадкой? Ведь он публичный политик с начала 1990-х, депутат областной Думы первого и второго созывов, депутат городской Думы двух последних созывов. И т.д. и т.п. Согласен. Более скажу – сегодня в Томске Деев один из немногих заметных публичных политиков (от 1990-х их мало осталось, климат 2000-х дал плохой урожай). Но есть вещь, которая делает его именно темной лошадкой — деньги. На декабрьской пресс-конференции журналисты дважды спрашивали у Деева о финансовых вопросах.

— Некоторые вопросы являются еще вопросами предвыборной кампании, поэтому я сегодня их не стал бы афишировать, — в первый раз ответил Александр Николаевич и мало что добавил во второй: — Хочу сказать, что с рядом бизнес-структур мне удалось договориться.

Словом, оба раза ушел от ответа. И это было бы с учетом российских мерок даже простительно, если бы мы наблюдали финансовую тайну месяца-двух, а не полутора лет.

Агитационный период

В начале декабря 2007-го некие бизнес-инкогнито купили оказавшуюся в сложном положении газету «Томская неделя», а редактором ее стал Деев. Тогда ваш корреспондент по ряду оснований заключил — стартует политический проект по выборам мэра Томска. Время подтвердило это предположение — уже более года «Томская неделя» главным образом площадка для активной избирательной кампании Деева. Обязательное содержание каждого номера: и.о. мэра Николайчук и его замы — отвратительные чинуши, а депутат-редактор Деев – бескорыстный защитник томичей. Словом, во многом еженедельная предвыборная листовка. Кстати, немало высветившая характер Деева.

Несколько примеров навскидку. Если посчитать газетную площадь, занятую фотографиями Деева, то за минувший год редактор «Недели» явно поставил мировой рекорд. И недоброжелатели уже говорят: в скромности Александра Николаевича упрекнуть трудно — ни один редактор таким самолюбованием не занимается. (Критики не совсем правы – повторяю, речь идет о политике, который занимался своей предвыборной кампанией). А чего стоит суперпопулистское «обращение главного редактора к председателю правительства В.В. Путину о временной заморозке тарифов естественных монополий» с обещанием доставить послание адресату «по своим каналам»…

А заявление члена «СправРо» Деева, что он выдвигает свою кандидатуру «не от какой-либо партии, а от томичей», потому что они тысячами его об этом просят? Сразу вспомнил классику этого жанра: после выборов в Госдуму 2003 года Борис Грызлов с пафосом заявил: «Единая Россия» победила потому, что «другие партии боролись за места в Думе, а мы боролись за Россию». А еще раньше пиарщики родили: «Борис Ельцин – президент ВСЕХ россиян». (Я считаю, что наши партии немного стоят, но если Деев тоже так считает, зачем он все время в них вступает? «ЕдРо», «СправРо», ранее игры с «Яблоком»).

И еще черточка: при всем этом Деев упорно придерживается официальной роли. И было забавно видеть, что он подал cвое намерение участвовать в выборах мэра как большую новость: мол, предложение поступило несколько месяцев назад, и он его долго обдумывал. Я же считаю: нет новости в том, что после осени наступает зима. Новостью и даже сенсацией было бы другое: если бы Деев не стал участвовать в выборах мэра, тем самым пустив на ветер кем-то вложенные в «Неделю» ресурсы.

Тайна сия велика есть

В течение всего года «Томская неделя» была серьезно убыточна. То есть, думаю, предвыборную кампанию редактора кто-то оплачивал. И суммы по томским меркам солидны, по некоторым расчетам, минимум тысяч 500 в месяц.

Кто именно и по каким мотивам – альтруистическим или корыстным – финансировал и финансирует Деева? Тайна сия велика есть. В декабре 2007-го Деев наотрез отказался что-либо говорить на эту тему и в течение года не проронил ни слова.

«И что из этого вытекает? – спросит критик. – Ведь не думаете же вы, что Деев взял деньги у Бен Ладена или лоббирует интересы наркоторговцев?» Конечно, нет — боже упаси от такой пошлости.

Но, во-первых, крайне любопытно узнать презренную прозу жизни – каков все же характер взаимоотношений Деева и бизнес-структур, с которыми ему «удалось договориться»? И каким образом их договоренности отразятся на Томске?

Во-вторых, художника судят по тем законам, которые он сам для себя избрал. Деев позиционирует себя в качестве оппозиционного рыцаря без страха и упрека, в отличие от своих низменных противников демонстрирует открытость:

— Размещу всю информацию по моему уголовному делу – я из этого тайны не делаю.

Александр Николаевич, бог с ним, с 10-летней давности делом. Другое интересно…

P.S. Кстати, это вопрос ко всем кандидатам. Скажи мне, кто твой финансист, и скажу, кто ты…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + 10 =