Похмельные дни

«Золотой век» от Николая Николайчука

 В понедельник, 19 января, горизбирком зарегистрировал и.о. мэра Николая Николайчука кандидатом на должность мэра. Основная сила – «партия власти» – официально вступила в предвыборную гонку.

Год развития

По сути, Николайчук начал предвыборную кампанию примерно на полгода позже Александра Деева: пожалуй, точкой отсчета может служить момент, когда летом в маршрутках появились плакатики о сдаче муниципального дома — «Новые люди – новые решения». С тех пор эта линия стала стержневой: полтора года, которые Николайчук возглавляет мэрию, подаются как исключительно успешное время – и для мэрии, и для всего Томска.

Да, в копилке «новой команды» кое-что есть. Город перешел на аукционную систему выделения земельных участков под застройку. Действительно построили первый за 18 лет муниципальный дом, быстро строят второй. Интересным и неожиданным образом решена застарелая и скандальная проблема с обеспечением питьевой водой мкр. Сосновый Бор. Проведен первый этап реконструкции Коммунального моста. В мкр. Мокрушинском наконец-то поставили канализационно-насосную станцию. Освободили для движения транспорта ул. К. Маркса. По-моему, определенный эффект дало изменение схемы движения в центре города.

И этот ряд можно продолжить. Но…

Год вопросов

По-моему, «новая команда» демонстрирует излишний оптимизм.

«Окончательно победили уплотняющую застройку», — говорит и.о. мэра. Между тем конфликты по вопросу точечной застройки были. И продолжаются. В последний раз в редакцию по этому поводу звонили не далее как в минувшую пятницу. (Вспомнил вдруг, как в свое время Сергей Лазарев, первый заместитель Макарова, с пафосом заявил, что «в реализации программы «Народный счетчик» поставлена последняя точка»…)

Широко рекламируемое строительство дороги на ТВЗ серьезно затормозил скандал с расселением домов на Балтийской.

«Перешли к программе возрождения электрического транспорта в Томске. Приобрели по лизингу для областного центра 19 новых троллейбусов и 10 трамваев». А финансовые итоги ТТУ – сколько убытков эти трамваи-троллейбусы привезли?

А периодически возникающие проблемы с вывозкой мусора, уборкой снега? А скандал с желтыми платежками? А растущий долг бюджета? При желании и этот ряд можно продолжить.

Словом, это был совсем не золотой век, и итоги деятельности «новой команды» вполне рабочие, обыденные. (Безусловно, тому есть объективные причины. Многие процессы, например строительство, очень инерционны – за год такие сложные системы не переделать. Но есть и субъективные. Один пример. «Как альтернатива частным перевозчикам создается муниципальный транспортный холдинг». Думаю, крайне спорное начинание. Пример Красноярска показателен: там тоже 80% пассажиропотока приходится на частных предпринимателей, и летом прошлого года власти решили устроить «транспортную муниципальную революцию». Ее итогом стала неразбериха, большое недовольство горожан, неэффективные муниципальные ПАТП и увеличение расходов бюджета…)

Абстинентный синдром

Итак, очень настойчивая попытка представить, что за полтора года Томск контрастно-кардинально изменился, представляется надуманной. Во-первых, как сказано, проблем немало. Во-вторых, надо же учитывать глобальную реальность, данную людям в ощущениях и на выборах местной власти.

Не все же при Макарове было плохо. В конце концов, его правление пришлось на «тучные» годы, и Томск со всей страной пережил и кредитно-потребительский бум, и прочие радости. Чего стоят только затраты бюджета (то есть доходы граждан и предприятий) на подготовку к 400-летию города и российско-германский саммит. Ни один самый злокозненный мэр не в силах нивелировать такое.

Сегодня же экономический кризис уже реально прописался по личным адресам многих томичей и по юридическим адресам многих предприятий. И еще больше предприятий и людей ожидают ухудшения своего положения. Например, по данным Росстата, еще в ноябре прошлого года индекс потребительской уверенности упал ниже уровня 2000 года! (Страх голода иногда хуже самого недоедания.) В общем, у массы граждан наступили похмельные дни, и абстинентный синдром прорывается тут и там растущими неуверенностью в себе и раздражением в адрес власти и «партии власти».

Как в такое время можно однозначно сказать (итоговая декабрьская пресс-конференция Николайчука), что «2008-й стал для Томска годом развития»? (Один пример: принятые городом и областью решения по субсидированию процентной ставки по ипотечным кредитам – решение хорошее. Но разве оптимистическое? Ведь в целом доступность ипотечных кредитов по сравнению с прошлым годом все равно сократилась в полтора-два раза. То есть вынужденно поднесенная «бюджетная рюмка» маловата для хорошей опохмелки граждан.)

Вопрос: нежелание Николайчука говорить о проблемах – это партобязанность демонстрировать оптимизм, некритичность к своим итогам, долгая реакция на изменение реальности?

На конкурсе идей

— Я хочу, чтобы томичи были арбитрами (в выборной кампании. – Прим. авт.) на конкурсе идей по развитию Томска, — сказал Николайчук.

Николай Алексеевич, бог с ними, с идеями. Другое сегодня интересно – как быть со старыми и новыми проблемами?

P. S. Уже писал, но повторю: такое чувство, что большинство кандидатов в мэры готовятся к выборам, которые должны были состояться в прошлом году.

 

Наша справка

Уровень потребительской уверенности — показатель, который отражает мнение населения о текущей экономической ситуации, собственном материальном положении. По ноябрьскому опросу Росстата, индекс, представляющий собой разность между положительными и отрицательными ответами, остановился на уровне минус 20%, в то время как 8 лет назад он составлял минус 17%. Падение по сравнению с III кварталом 2008 года составило 21 процентный пункт, а если сравнивать с показателями последней четверти 2007 года, то 15.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + 15 =