В томских компьютерных фирмах отмечают недостаток ходовых товаров
Проблемы у поставщиков компьютеров начались в январе 2009 года. Об этом единогласно заявляют главные игроки томского компьютерного рынка.
Выжидательная позиция
– Сейчас мы отмечаем ухудшение продаж не только из-за уменьшения покупательского спроса, но и по причине нехватки ходового товара, – говорит заместитель директора по продажам компании «Игрем» Алексей Бухикало. – Представители компаний-поставщиков говорят о проблемах на таможне, но, скорее всего, у них просто недостаточно денег для закупок.
– Думаю, поставщикам не хватает средств на оплату кредитов, – соглашается директор компании «Башня» Александр Сидоренко.
– Сразу после новогодних праздников у нас истощились складские запасы из-за того, что в Москве и тогда, и сейчас была непонятная ситуация с поставщиками, – отмечает начальник отдела продаж компании «СТЕК» Дмитрий Корнев. – Нам удалось парировать частично сложившийся дефицит, но с большим трудом.
– Из-за нестабильной ситуации на рынке большинство поставщиков заняли выжидательную позицию, существенно сократив объем поставок товаров в Россию, что привело к дефициту товаров, – подытоживает коммерческий директор компании «Интант» Сергей Пак.
Дорожает на глазах
– Томские конторы потрепал Новый год, – признаются в «СТЕКе». – Никто не делал гигантских складских запасов. Перед праздниками был потребительский взрыв, очереди на кассах. В последние 5 дней декабря и первые 10 дней января все смели.
– Спрос сейчас есть стабильный – он и не вырос, и не упал, – говорят в «Башне». – Но если раньше цены на товары шли в рублевом эквиваленте, то уже с осени практически все поставщики перешли на доллары. И если раньше больше половины заемщиков по кредитам получали одобрение в банке, то сейчас его получают единицы.
От доллара цены на компьютерную технику зависят напрямую. В России нет высокотехнологичных линий производства микросхем, соответственно, томские компании занимаются только сборкой из импортных комплектующих.
– Сейчас идет вымывание товаров по старым ценам. В первую очередь наценка коснулась самых ходовых позиций, – отмечают в «Башне».
Не до проектов
Все эти процессы неизбежно связаны с оптимизацией. Так, например, залы компании «Игрем» уже перешли на режим работы в выходные дни.
– Мы давно это планировали, но в кризис, когда продаж стало меньше, все получилось само собой, – поясняют в компании. – Сокращений персонала стараемся избежать, но уменьшение зарплаты неизбежно.
«СТЕК» оптимизировал рекламный бюджет – примерно до уровня 2007 года. В компании пробуют новые каналы рекламы и обещают: количество акций останется стабильным.
– Как и большинство других компаний, сокращаем расходы, повышаем эффективность вложений, перешли на краткосрочное планирование, – рассказывают в «Интанте». – Когда сложно делать какие-либо прогнозы, остается только снижать риски, то есть отложить или сократить по максимуму расходы, отсрочить или свернуть проекты, нацеленные на развитие.