Сдерживающий фактор

Государственная жилищная инспекция Томской области подвела итоги за 2008 год. О результатах работы, а также о текущих проблемах рассказывает начальник инспекции Анатолий Бочаров.

— В инспекцию за прошедший год поступило свыше 1 600 обращений: на 16% больше, чем в 2007 году. Выявлено более 1 070 правонарушений в жилищно-коммунальной сфере, выдано 333 предписания об их устранении, более 210 физических, должностных и юридических лиц привлечено к административной ответственности. …За сухими цифрами статистики, за каждым обращением стоят проблемы людей, и при кажущейся их похожести все они по-своему индивидуальны.

По сути, обращения являются своего рода барометром атмосферы, которая царит в обществе. Думаю, увеличение их числа можно объяснить ситуацией, сложившейся сегодня в сфере ЖКХ и связанной не только с изменениями в законодательной сфере, но и в области психологии человека, его готовности понять и принять такие изменения. Эта ситуация типична для всех субъектов РФ.

В связи с проводимой в стране реформой ЖКХ происходит передача прав по управлению коммунальной инфраструктурой, меняется система договорных отношений. А раз происходят изменения, то, естественно, появляются вопросы. Не получив ответы на них от жилищно-коммунальных служб, органов местного самоуправления, жители обращаются в вышестоящие инстанции, в контрольно-надзорные органы власти.

Общественно значимые

— По общественному резонансу и значимости самыми заметными являются проблемы, связанные с нарушением сроков подготовки инженерных сетей к отопительному периоду. Например, срок подготовки теплотрассы к одному из домов составлял 2 недели; ее подготовили, но в установленный срок ресурсоснабжающая организация горячую воду так и не подала, ссылаясь на имеющихся в доме должников. В отдельных случаях приостанавливали подачу горячей воды все по той же причине – наличие должников. Причем в нарушение требований законодательства, а именно — порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. В результате страдали и жильцы, добросовестно оплачивающие счета. В отношении только ОАО «ТГК-11» в 2008 году инспекция вынесла шесть постановлений о привлечении к административной ответственности. Данная организация пыталась оспорить их в судебном порядке, однако суды различных инстанций лишь подтвердили правоту инспекции.

Много было обращений, связанных с самовольными перепланировками и переустройствами жилых помещений в многоквартирных домах. По-прежнему многие считают: купил квартиру, значит, вправе делать с ней все, что заблагорассудится. Как правило, подобные перепланировки напрямую затрагивают интересы иных собственников. Кому понравится, когда над твоей спальней установлен унитаз или с нарушением смонтированы системы инженерных коммуникаций?.. В результате не только снижается комфортность проживания в таком помещении, но и высока вероятность возникновения аварий, связанных с затоплением. А при вмешательстве в несущие конструкции есть опасность разрушения здания.

Есть вопросы к УК

— Если посмотреть по структуре обращений, то 55% от общего количества касалось вопросов, связанных с содержанием общего имущества собственников управляющими компаниями, 30% — проводимых собственниками перепланировок жилых помещений, 6% — нарушений нормативов обеспечения населения коммунальными услугами и 9% – прочие обращения.

По-прежнему у граждан больше всего претензий к работе управляющих компаний: отсутствие либо некачественное проведение работ, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме. В каждом конкретном случае разбираемся индивидуально, при наличии события правонарушения обязательно выезжаем на место. Бывают и курьезные ситуации: заявитель обратился по поводу ненадлежащей работы обслуживающей организации, а выяснилось, что он в течение последних 5 лет вообще ни за что не платит. Соответственно, на него в судебном порядке наложены взыскания, а он, пытаясь защититься, жалуется на УК.

Отвечает собственник

— Несмотря на то что Жилищный кодекс действует уже более 3 лет, многие по-прежнему считают, что, к примеру, при длительном отсутствии ремонта дома стоит обратиться к властям (президенту, губернатору, мэру), и все вопросы будут решены. Жилищный кодекс РФ достаточно четко возложил обязательства по содержанию общего имущества на собственников помещений. Что это значит? По сути, при взаимоотношениях собственник – управляющая компания собственники выполняют роль заказчика, а УК всего лишь исполнителя. Поэтому важно, на каких условиях жильцы наняли соответствующую компанию. От того, насколько грамотно составлен договор, как организовано взаимодействие между собственниками и исполнителем, зависит качество обслуживания здания. У власти законодательно нет механизма влияния на принятие решений собственниками, возможности замены одной УК на другую. Подобные вопросы относятся к исключительной компетенции собственников. Также законодательно предусмотрено, что контроль за целевым использованием собственных средств, направляемых на содержание и ремонт жилого фонда, вправе осуществлять только собственники. При невозможности осуществления контроля самостоятельно — с привлечением специализированной организации.

Согласно Жилищному кодексу собственники обязаны ежегодно проводить общие собрания и на них принимать решения о стоимости и видах работ, очередности их выполнения. Многие об этом либо не знают, либо не хотят знать и требуют с компании выполнения различного рода работ, не утвержденных на общем собрании и не отраженных в договоре. В моей практике был достаточно интересный случай, когда в многоквартирном доме один из собственников требовал от управляющей компании капитально отремонтировать кровлю, второй – систему канализации, а третий, записавшись на прием, просил не слушать первых двух, а заставить компанию поменять систему отопления.

Помогает инспекция

— Инспекция осуществляет государственный контроль сохранности жилищного фонда. Ее действия, по сути, являются сдерживающим фактором против массового разрушения домов.

Если имеется угроза разрушения здания либо существенно ухудшаются условия проживания (протекает кровля, затоплен канализацией подвал, отсутствует тепловой контур и т.д.), инспекция незамедлительно принимает меры, направленные на предупреждение либо устранение подобных ситуаций, в том числе с наложением административных наказаний. По предписаниям инспекции в 2008 году было выполнено подобных работ на сумму свыше 25 млн руб. Но необходимо понимать, что все решения, касающиеся проведения плановых работ капитального характера, относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников. Это требование законодательства. С практической стороны (ведь многие жители не специалисты в этой области) самое главное – желание изменить ситуацию, навести порядок, прежде всего для себя, в доме, в котором проживаешь. При отсутствии специалистов, при сомнениях в правильности принятых решений можно обратиться в специализированную организацию, где индивидуально помогут посчитать тариф на каждый вид жилищной услуги, провести аудит целевого использования средств по статьям содержания и ремонта, подготовить соответствующие заключения для отстаивания интересов жильцов в судебном порядке и т.д. Несмотря на то что у меня еженедельно планово организован прием граждан по личным вопросам, физически невозможно донести до каждого механизм решения тех или иных проблем в жилищно-коммунальной сфере. В прошлом году инспекция дополнительно организовала информационно-разъяснительную работу на электронной страничке сайта администрации области. Любой желающий при наличии выхода в Интернет может познакомиться с порядком обращения в инспекцию, найти ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы и ознакомиться с порядком их решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =