«Автогражданка» ввела в заблуждение

  • В страховую компанию «Коместра-Томь» ежедневно звонят несколько десятков томичей с просьбой разъяснить новые правила «автогражданки». Чтобы встретиться с каждым и разложить все по полочкам, нужен минимум год, считает председатель совета директоров «Коместры» Вадим Чмух.

 

С1 марта в силу вступили новые положения в Законе об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Отныне за страховой выплатой нужно обращаться в свою страховую компанию, а в случае если ущерб незначительный, в ДТП было не более двух участников и версии случившегося у них совпадают, заполнить необходимые для получения страховки бумаги можно без инспектора ГИБДД. – Я в сердцах могу сказать: это ужас и кошмар. Мы вторые сутки работаем в круглосуточном режиме. Сегодня у нас 70 ДТП, а люди ничего не понимают, достоверной информации ни у кого нет, – сказал «ТН» во вторник председатель совета директоров ООО «Коместра-Томь» Вадим Чмух. – Новые положения касаются лишь тех автомобилистов, которые оформили полис ОСАГО с 1 марта 2009-го, – пояснили в Росгосстрахе. – Но это поправка Союза автостраховщиков России: в постановлении правительства ничего подобного не сказано, – парировали в областной ГИБДД.

С 1 марта у страховщиков – хаос… – Документы по новому ОСАГО пришли из Москвы 20 февраля, у нас полный цейтнот, – говорит председатель совета директоров «Коместры-Томь» Вадим Чмух. …А у людей – неразбериха. – Это чревато тем, что мы вынуждены отвечать на достаточно большое количество вопросов, – поясняет замдиректора по розничному страхованию Томского филиала компании «Росгосстрах» Вадим Бурмистров. Что изменилось в ОСАГО?

Новые правила

Во-первых, введено прямое урегулирование убытков. Это означает, что за страховым возмещением можно обращаться теперь непосредственно в свою страховую компанию. В 10-дневный срок оба страховщика исследуют все обстоятельства происшествия и примут решение, кто виноват и кому платить. Если клиент не виновен в ДТП, его компания обязана выплатить компенсацию в течение 30 дней после обращения, а затем уже взыскать эту сумму с компании виновника аварии.

Во-вторых, начал действовать европейский протокол. Он разрешает оформление ДТП без участия инспектора ГИБДД. Правда, лишь в том случае, если в аварии никто не пострадал, в ней участвовало не более двух транспортных средств и оба участника согласны, что ущерб не превышает 25 тыс. рублей. Однако в данном случае не действует система прямого урегулирования, и за выплатой придется по старинке обращаться в чужую страховую компанию.

Еще одно изменение – увеличился размер финансовых гарантий для пострадавших в ДТП. До 1 марта на всех, кто получил травмы, приходилось 240 тыс. рублей, с 1 марта каждому положено до 160 тыс. рублей.

О вреде полезного

– Плюсы следуют прямо из названия: прямое возмещение убытков избавит клиента от общения со страховой компанией виновника аварии, а европротокол упростит схему и сократит время оформления ДТП, – замечает Бурмистров.

Однако на страховом рынке уже назревает паника. Как сообщает РБК daily, в Минфин недавно поступило официальное письмо за подписью глав крупнейших российских страховых компаний, где говорится, что введение новой системы, единственная цель которой – улучшение сервиса для клиента, в два раза увеличит расходы на ведение дела. По прогнозам, убыточность уже с 1 июля составит 100,5%. В результате это может привести к разорению некоторых страховщиков.

К тому же неясно, как компании будут договариваться друг с другом о суммах выплат. Единой оценки стоимости повреждений нет, а это может привести к возникновению спорных ситуаций.

– Мы сталкиваемся с очень сложной бюрократической процедурой, – говорит Вадим Чмух. – Если в нашего клиента въехал клиент компании федерального уровня, то, чтобы установить виновного, мы должны будем связаться с томским филиалом этой компании через Москву. Выплаты будут идти очень долго.

– Не работает в полную силу расчетный центр, который должен отслеживать отношения между страховщиками, к тому же не все страховщики к нему подключены, – рассказывает Вадим Бурмистров. – Если наш клиент пострадал, а компания виновника не входит в эту систему, мы можем не получить ответ за 5 положенных по закону дней. В таком случае сроки выплаты затянутся.

Отказы и противоречия

В прямом урегулировании или выплатах по прямому урегулированию страховая компания может отказать. В каких случаях? Если, к примеру, в аварии участвовало более двух машин, если ДТП повлекло вред здоровью, если участник происшествия не вписан в полис ОСАГО, если участники ДТП не могут договориться о виновности, если причинно-следственная связь ДТП и повреждений вызывает сомнения у страховой компании… Список насчитывает 25 причин отказа в прямом урегулировании и столько же – в выплатах по прямому урегулированию. Что делать в любом из этих случаев? Идти в компанию, в которой застрахован виновник.

Кроме того, как следует из Соглашения между членами Российского союза автостраховщиков, обратиться за выплатой в свою компанию смогут только те граждане, кто приобрел полис ОСАГО после 28 февраля 2009-го. Это распространяется и на европротокол.

– На мой взгляд, это противоречит постановлению правительства, поскольку в нем такие условия не прописаны, – считает старший инспектор ГИБДД по Томской области Виталий Аплин.

Трудности европротокола

В чем солидарна Госавтоинспекция со страховщиками, так это в том, что с самостоятельным оформлением ДТП первое время у граждан будут возникать проблемы. Здесь очень много рисков: если документы заполнены неправильно, а схема происшествия вызывает сомнения, страховая компания может отказать в выплате. Не будет страховщик платить и за повреждения, пропущенные во время заполнения документов и не внесенные в протокол. Причем решать споры придется без третейского судьи:

– Если водители решили оформлять ДТП самостоятельно и в дальнейшем возникли какие-то разногласия, мы уже ничем не можем помочь, – поясняет Аплин.

Что рекомендуют страховщики?

– В первую очередь на месте ДТП нужно правильно и грамотно смотреть на повреждения своего автомобиля и автомобиля второго участника, и если есть хоть малейшее сомнение – вызывать ГИБДД, – говорит Вадим Бурмистров.

– Я бы посоветовал вызывать Госавтоинспекцию в любом случае, – добавляет Вадим Чмух. – Когда ДТП регистрируют с участием дорожного инспектора, у страховщика нет возможности отказать клиенту.

По словам Виталия Аплина, сотрудники ГИБДД будут выезжать на место происшествия в любом случае, – даже тогда, когда авария подпадает под европейский протокол. Такое решение было принято в областной ГИБДД, срок его действия не ограничен.

– Обо всех условиях, по которым ДТП оформляются без нашего участия, человеку должны рассказать в страховой компании при оформлении полиса, – замечает Виталий Аплин. – Все эти условия нужно соблюдать беспрекословно, иначе есть вероятность страховую выплату не получить.

Год на привыкание

Страховщики сходятся во мнении: шквал с новыми правилами ОСАГО уляжется не ранее чем через год.

– Так живет вся Европа уже 50 лет. Посмотришь на них – все замечательно. Но нам до такого способа урегулирования убытков надо еще дорасти, – считает Вадим Чмух.

– Если наша страна хочет входить в максимально законное русло, то такие инструменты необходимы, – уверен Вадим Бурмистров. – Плюсов у нововведения больше, чем минусов, но они пока не так явны — опыта у людей еще нет. Так же тяжело было и 6 лет назад, когда вводился Закон об ОСАГО. Думаю, и эти трудности мы преодолеем.

 

PS. Вчерара, 4 марта, стало известно, что Минфин не утвердил соглашение Российского союза автостраховщиков (РСА) о прямом возмещении убытков. Претензии министерства коснулись пункта, согласно которому соглашение распространяется только на полисы ОСАГО, выданные с 1 марта 2009-го. По словам директора по региональному развитию РСА Николая Тарасова, сейчас над замечаниями Минфина работают профильные комитеты союза, все разногласия должны быть устранены до 12 марта.

– Это значит, что пока мы не будем пользоваться процедурой прямого урегулирования: закон есть, а инструментов его реализации не существует, – прокомментировали «ТН» томские страховщики. – Как минимум, до 12 марта все остается по-старому.

 

Сказано

Вадим Чмух, председатель совета директоров ООО «Коместра-Томь»:

– Что бы ни случилось, на место ДТП нужно вызывать аварийного комиссара или обратиться в свою страховую компанию за консультацией. Лучше всего позвонить и в ГИБДД. Первое время люди будут не очень хорошо оформлять извещения по ДТП, по ним будет трудно найти виновного. Значит, и выплаты страховых компаний затянутся. Но самый легкий способ обойти все неприятности – купить недорогой полис КАСКО.

Вадим Бурмистров, замдиректора по розничному страхованию Томского филиала компании «Росгосстрах»:

– Европротокол действует только по полисам, заключенным с 1 марта 2009-го, причем они должны быть у обоих участников ДТП. Но с 1 марта полисов ОСАГО выдано не очень много, и вероятность такой аварии ничтожно мала. Но главное – много ли людей, которые способны на месте адекватно оценить ущерб? В качестве третейского судьи лучше вызывать компетентные органы – ГИБДД.

 

Наша справка

Как правильно оформить ДТП самостоятельно?

– Определите, к какому типу относится авария: это может быть происшествие, случившееся при движении автомобилей в одном направлении, в противоположных направлениях, под углом друг к другу… Для каждого случая есть типовые схемы ДТП

Определите точку столкновения транспортных средств и внимательно оцените все повреждения, полученные именно в данном происшествии.

В извещении о ДТП составьте схему. Здесь будет нелишним, если у вас окажутся распечатанные типовые схемы.

Подробно укажите весь перечень, характер и места внешних повреждений.

Запишите разъяснения участников ДТП.

Убедитесь, что в извещении заполнены все графы и внешние повреждения транспортных средств описаны детально и совпадают с местом первоначального удара, отмеченного в схеме ДТП.

Типовые схемы:

1. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при движении транспортных средств в одном направлении

2. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при движении транспортных средств в противоположных направлениях

3. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при движении транспортных средств под углом друг к другу

4. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при движении транспортных средств задним ходом

5. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при наезде на стоящее транспортное средство

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =