ГОСЗАКУПКИ: прозрачность или эффективность?

Централизация системы государственных закупок отменена окончательно

 Поправки к Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступившие в силу с 1 марта 2009 года, существенно меняют действующую систему государственных и муниципальных закупок. Новый закон, призванный обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств, приведет к окончательной децентрализации процедуры размещения заказов в регионах и потребует дополнительных затрат из казны.

Система доказала эффективность

Система государственных закупок на территории Томской области функционирует с 2001 года и за это время сформировалась организационно и методологически. Ее основной целью изначально являлось эффективное размещение заказа за счет организации централизованных закупок. То есть размещение на одном конкурсе однородных потребностей в товарах, работах, услугах всех бюджетных учреждений. Средняя эффективность централизованного размещения заказов в 2005 году достигала 14%!

До вступления в силу закона о закупках на территории Томской области осуществлялось автоматизированное ведение реестра государственных контрактов; функционировала специализированная организация; существовала многоуровневая система контроля за размещением заказов; ежегодно до принятия бюджета формировался государственный заказ как перечень потребностей государственных заказчиков в товарах, работах и услугах; функционировал информационный сайт о размещении заказов; осуществлялось централизованное ведение реестра закупок для государственных нужд; велась работа по разработке единой автоматизированной системы по управлению государственным заказом Томской области.

В Томске одной из первых в стране начала функционировать электронная торговая площадка, действующая в режиме реального времени. Эффективность аукционов в электронной форме в среднем составляет 9-12% от размещаемой суммы, а по отдельным аукционам достигает 35-40%. В одном аукционе в электронной форме в 2008 году в среднем участвовали 5 поставщиков (в конкурсах – 3 участника).

Мощным информационным ресурсом явилась автоматизированная система по управлению государственным заказом Томской области АИС «Госзаказ», которая аккумулирует информацию о потребностях более 360 получателей бюджетных средств, направлениях расходования бюджетных средств, процедурах размещения заказа и их эффективности, о поставщиках для государственных нужд региона и ценах на приобретенные товары, работы и услуги.

— Отлаженная система по управлению государственным заказом и кропотливая работа наших специалистов помогли выполнить требования федерального закона о закупках и обеспечить значительную экономию бюджетных средств, — считает председатель комитета государственного заказа Галина Савченко. – Об этом красноречиво свидетельствуют цифры. В 2008 году размещено средств областного бюджета на сумму свыше 8 млрд руб. Организовано проведение 145 конкурсов, 198 аукционов и 141 аукциона в электронной форме. Общая сумма сэкономленных бюджетных средств составила 400 млн руб. Постоянно совершенствуется региональная система закупок для государственных и муниципальных нужд, которая в нынешних условиях может стать одной из важных антикризисных мер. Но последние изменения в законодательстве серьезно осложнили работу департамента государственного заказа и ценовой политики. И одновременно создали предпосылки государственным и муниципальным заказчикам для неприменения эффективных процедур размещения заказа, что может привести к снижению экономии бюджетных средств и неэкономному расходованию средств налогоплательщиков.

Удар по централизации

— Новый закон сфокусирован на крупные федеральные нужды, но не учитывает региональной специфики, — поясняет ситуацию начальник областного департамента государственного заказа и ценовой политики Алексей Аникин. — В Томской области, как и во многих других регионах на востоке страны, есть отдаленные северные районы, где имеются бюджетные учреждения с небольшим объемом финансирования. Раньше мы могли объединить однородные потребности таких заказчиков в один лот и разместить заявку на общую сумму. На объеме закупки бюджет часто выигрывал в цене. К тому же поставщик брал на себя обязанность по доставке товаров на удаленные территории. Сейчас все бюджетные учреждения являются самостоятельными государственными заказчиками и вынуждены размещать свои потребности по отдельности. Это грозит не только существенным увеличением затрат со стороны заказчика, снижением качества приобретаемой продукции, но и неэффективным размещением заказа, поскольку поставщикам мелкие заказы не выгодны.

Таким образом, основным препятствием к применению действовавшего ранее в Томской области принципа централизации явилось требование закона о размещении заказа по принципу «один лот – один контракт». Фактически законом предусматривается децентрализованная система размещения заказов. В результате резко изменились показатели эффективности расходования бюджетных средств.

Так, в 2005 году средняя эффективность всех проведенных торгов составляла 8,23%, а после вступления в силу закона № 94-ФЗ в 2006 году – 3,5%, в 2007 году – 3,08%, в 2008 году – 4,5%. В 2005 году 92% всей полученной экономии бюджетных средств составила экономия от централизованного размещения заказов. К 2008 году экономия от проведения торгов, где в качестве заказчиков выступало два и более распорядителя бюджетных средств, составила всего 5,3%.

С 1 марта 2009 года законодательство о закупках позволило выступать государственными заказчиками не только органам власти, но и каждому подведомственному бюджетному учреждению без процедуры передачи полномочий и контроля со стороны администрации Томской области. Количество государственных заказчиков вмиг увеличилось с 36 главных распорядителей до 363 получателей средств областного бюджета. Теперь каждая больница, школа и дом престарелых обязаны самостоятельно размещать свой заказ, у бюджетных учреждений появилось больше возможностей закупать товары, работы и услуги без проведения торгов и запросов котировок. Это повлечет завышение закупочных цен и, следовательно, уменьшение объемов закупки за счет бюджетных средств необходимых товаров для социально незащищенных слоев населения.

Вызывает беспокойство в регионах и новшества, связанные с проведением электронных торгов с 1 июля 2009 года. Закон предполагает аккредитацию оператора – лица, владеющего средствами программного и технологического обеспечения и сайтом для проведения открытых аукционов в электронной форме. Но порядок отбора оператором электронных торговых площадок правительством пока не определен. В таких условиях заказчики, уполномоченные органы субъектов РФ и муниципальных образований, владеющие собственными электронными площадками и необходимыми для их функционирования программно-аппаратными средствами, находятся в ситуации крайней неопределенности об их дальнейшей судьбе.

Не исключено, что оператор будет обслуживать сразу несколько регионов, что еще больше усложнит организацию закупок. Вдобавок возрастут расходы заказчика на внедрение новых программ безопасности, документооборот, приобретение ключей доступа к электронной системе и размещение заявок на торгах, стоимость которых может увеличиться с 15 до 50 тыс. рублей. И эти накладные расходы лягут бременем на бюджет.

Минусов больше, чем плюсов

Новый закон не оправдал ожиданий региональных властей и в части защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Закон не предусматривает право заказчика требовать доказательства квалификации, финансовой устойчивости, деловой репутации и наличия производственных мощностей у участника торгов. Узнать, что представляет собой компания-поставщик, можно только в момент заключения контракта, а чаще — в ходе его исполнения. Федеральная антимонопольная служба России ведет реестр недобросовестных поставщиков, куда уже включены 18 томских предприятий. В течение двух лет они не имеют права участвовать в торгах и запросах котировок. Но реестр не гарантирует защиту заказчиков от действий недобросовестных фирм.

— Недобросовестные фирмы легко перерегистрируются, меняют названия и вновь участвуют в конкурсах и аукционах, — объясняет Галина Савченко. – Конечно, государственные заказчики и члены комиссий по размещению заказов стараются тщательно проверять заявки и технические предложения участников. Но это не всегда является гарантией победы на торгах достойных поставщиков.

Вместе с тем поправки к Федеральному закону № 94-ФЗ ужесточили требования к квалификации членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, что больнее всех опять ударит по государственным и муниципальным заказчикам, расположенным в отдаленных районах. Согласно новому положению с 1 января 2010 года установлена обязанность по включению в состав комиссии государственного и муниципального заказчика двух специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд по специальной образовательной программе. С 1 января 2011 года таких специалистов должно быть не менее трех.

Учитывая, что в Томской области в 2009 году следует обучить не менее 800 специалистов, а стоимость обучения одного составляет примерно 14 тыс. рублей, несложно подсчитать, сколько денег потребуется из областной казны на эти цели. Дело осложняется тем, что пока в Томске нет аккредитованных учебных заведений, которые могут готовить сертифицированных специалистов. А подготовка специалиста в соседних городах — Новосибирске, Кемерове — обойдется гораздо дороже – до 70 тыс. рублей.

— Департамент приложит все силы, чтобы организовать подготовку специалистов в областном центре, — уверяет Галина Савченко. — Сейчас ведется работа с учебными учреждениями по получению необходимых лицензий. И, надеюсь, вскоре проблема будет решена.

Требование закона о включении в состав комиссии не менее трех обученных специалистов повлечет дополнительные и незапланированные бюджетные расходы, но, с другой стороны, повышение уровня специалистов позволит избежать многочисленных нарушений, за которые предусмотрены непомерно большие штрафные санкции. Так, за нарушение сроков опубликования извещений и протоколов торгов в официальном печатном издании или на официальном сайте должностное лицо обязано уплатить штраф в размере 30 тыс. руб., а за неопубликование сведений о заключенном государственном контракте – 50 тыс. руб.

— Изменения в законе о государственных и муниципальных закупках преследуют цель повысить прозрачность использования бюджетных средств. В этом его плюс, но все-таки основная задача заказчика – осуществление эффективных закупок, — резюмирует Алексей Аникин. – Законодателям следует чаще прислушиваться к мнению регионов, заинтересованных в безболезненном переходе к новым правилам размещения государственного заказа. Пока же некоторые положения закона выглядят недоработанными, трудновыполнимыми на практике и лишь осложняют процедуру закупок. В таких условиях нашему департаменту остается в рамках закона разрабатывать собственные методы и искать пути, чтобы не допустить снижения эффективности действующей системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.