Дорогой алкоголь уходит с прилавков

В условиях кризиса потребители меняют свои предпочтения

Финансовый кризис докатился и до рынка алкогольной продукции, справедливо считавшегося наиболее устойчивым в России. Объемы продаж томских дистрибьюторов стали снижаться еще осенью, а в первые месяцы нового года поставки алкоголя сократились на 10-15%. Оптовики объясняют это финансовыми трудностями торговых сетей, повышением цен на импорт и резким падением спроса на элитные напитки.

В сетях возникли прорехи

Приближение кризиса томские дистрибьюторы ощутили в конце прошлого года. Розничные торговые сети, через которые реализовывалось более трети всего объема алкоголя, столкнувшись с отсутствием кредитных средств, стали задерживать расчеты за поставленную продукцию, а некоторые магазины оказались на грани разорения. В ноябре проблемы неплатежей возникли у сети «Холидей», в новом году финансовые трудности испытали магазины сети «Быстроном». И хотя сейчас положение стабилизировалось, дистрибьюторов всерьез беспокоит, переживет ли розница перемены на рынке. Ведь именно крупные торговые сети больше других зависели от заемных денег. Поставщики справедливо опасаются снижения закупок товара, поскольку ритейлеры вынуждены оптимизировать свои расходы, закрывать менее доходные точки и уменьшать торговые площади. Даже тем, кто остается на плаву, приходится существенно сокращать ассортимент алкогольной продукции. Например, на такой шаг пошли в сети магазинов «Лама» и «Абрикос».

— Кризис нанес удар прежде всего по крупным федеральным и региональным компаниям, которые в основном развивались на кредитные деньги, — считает Евгений Трифонов, директор ООО «Лесто», одного из крупнейших поставщиков алкогольной продукции в Томске. — Мелкая розница пока чувствует себя увереннее, поскольку малый бизнес не часто прибегал к займам, а развивался постепенно, реинвестируя прибыль в расширение собственных площадей. Однако трудности с расчетами возникают и у обычных магазинов. В такой ситуации оптовики, в том числе и наша компания, вынуждены ужесточать условия поставки: прекращать отгрузку продукции в случае задержек платежей и переходить на работу по предоплате.

Торговые сети – не самый большой канал поставок винно-водочных изделий в Томске. Через них проходит примерно 30% алкоголя. Более половины всего спиртного реализуется через обычные магазины. Но и они из-за нехватки свободных средств стали снижать объемы закупок. Больно ударило по рознице очередное повышение цен на алкогольную продукцию. Из-за повышения акцизов с 1 января оптовая цена на водку отечественного производства выросла на 5-7%, а девальвация рубля привела к резкому подорожанию импортных напитков, стоимость которых увеличилась в среднем на 25%. Участники рынка полагают, что это не последний виток. О грядущем повышении цен с 1 апреля объявила компания Pernod Ricard, владелец бренда «Алтай» и Ереванского коньячного завода, до этого державшая прошлогодний уровень. А коньячные заводы Дербента и Кизляра уже подняли цены на свою продукцию на 20%. Эти факторы заставляют розницу оставлять на прилавках только наиболее ходовой товар. Тем не менее доля продажи алкоголя в магазинах продолжает снижаться. По признанию владельца небольшой розничной сети (шесть магазинов), в общем обороте торговли продажа алкоголя сократилась до 30%, хотя еще год назад составляла 50%.

Премиум-класс уже не в моде

Особенно заметным оказался провал в продаже напитков премиум-класса. Оптовики констатируют снижение на 20% поставок кафе, ресторанам и ночным клубам, которые тоже вынуждены экономить и закупают только самое необходимое. Сегодня ассортимент дорогого вина во многих увеселительных заведениях составляет три-четыре наименования. Падение спроса на дорогую продукцию — ликеры, ром, виски, коньяк — наблюдается и в специализированных сетях. Причина та же — снижение покупательской способности клиентов.

— Продажа алкоголя стоимостью выше 500 рублей упала за последние месяцы вдвое, — говорит директор по коммерческим вопросам ООО «Сорис-ВК» (сеть магазинов «Виномаркет») Олег Авдеев. – Особенно сократились продажи дорогих крепких напитков, цена на которые заметно возросла. Люди напуганы кризисом и стараются экономить на всем. Приходится пересматривать ассортимент и сокращать долю импорта. К тому же рентабельность алкоголя премиум-класса невысокая, поскольку цены на нее диктуются импортерами.

— Сейчас дорогой алкоголь покупают гораздо реже, — подтверждает Евгений Трифонов. – Элитные напитки перестали приобретать в качестве презентов и подарков, что широко практиковалось совсем недавно. Даже VIP-клиенты, которые прежде закупали дорогие напитки раз в неделю, сейчас приезжают за покупками раз-два в месяц. Появились и те, кто брал вино по 1000 рублей за бутылку, но теперь предпочитают покупать за 200 рублей.

Отсутствие спроса фактически заморозило развитие сегмента премиальных алкогольных напитков. По мнению торговцев, главной целью большинства дорогих брендов в нынешних условиях является не завоевание дополнительной доли на рынке, а сохранение имеющихся позиций. При этом, реально оценивая перспективы, они ожидают дальнейшего снижения объема продаж элитного алкоголя.

С коньяка на водку

Если кризис не принес ничего хорошего дорогому алкоголю, то продажи дешевого, наоборот, возросли. Спиртное в России всегда относилось к тем товарам, от которых не желают отказываться даже в тяжелые времена. Томичи в этом не исключение. Пить меньше они не стали, только перешли с известных марок на более дешевые напитки. Образно выражаясь, многие потребители, которые последние несколько лет пили коньяк, вернулись к водке. Участники рынка полагают, что эта тенденция сохранится.

— Кризис ударил прежде всего по среднему потребителю. Поэтому стал сокращаться средний ценовой сегмент потребления. Для вина и водки это от 200 до 400 рублей за бутылку, — утверждает Олег Авдеев. – Но в количественном отношении продажи не изменились. Просто большинство покупателей, привыкших к определенному качеству и стилю жизни, меняют свои предпочтения и выбирают алкоголь подешевле.

Продавцы уверяют, что увеличился спрос на небрендовые водки, вина и марки дешевых брендов, которые по качеству не уступают более дорогим аналогам. Все большую популярность приобретает продукция винно-водочных заводов Кабардино-Балкарии, стоимость которой не превышает 80 рублей. В то же время сдают позиции местные производители. Если еще два года назад они занимали около 65% водочного ассортимента в Томске, то теперь не более 40%.

— Качество водки производства КБР достаточно высокое, а различные налоговые схемы позволяют существенно снизить ее себестоимость, — поясняет Евгений Трифонов. – Для розницы это выгодный вариант, поскольку торговая наценка на такую водку обычно выше, чем на продукцию местных производителей.

Продавцы алкоголя прогнозируют, что ассортимент продукции нижнего и среднего ценовых сегментов будет расти и дальше. На рынок Томска поступает бюджетная водка из Подмосковья и Северной Осетии, дешевое вино из Ставрополья. Однако и у известных брендов остаются свои покупатели. Например, устойчивым спросом по-прежнему пользуется водка «Зеленая марка» и «Журавли», натуральные болгарские вина и, конечно, шампанское отечественного производства. Зато коньяки, даже недорогие, покупать стали меньше.

В одном игроки рынка единодушны: самым популярным алкогольным напитком останется пиво. Оно рассчитано на самую массовую аудиторию и является наиболее дешевым продуктом, содержащим алкоголь. Вдобавок пиво представлено в премиальном секторе, а серьезных конкурентов у него не предвидится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + восемь =