Артерии нефтянки

Ежегодно на строительство и содержание зимних дорог компания «Газпромнефть-Восток», дочернее предприятие «Газпром нефти», тратит более 40 млн рублей

 

– Зимние проезды – основные транспортные артерии для наших нефтяных промыслов. Ежегодно по ним мы завозим на месторождения более 100 тыс. тонн различных грузов, – говорит заместитель генерального директора по обеспечению производства ООО «Газпромнефть-Восток» Владислав Никитенко.

Каждый год дочернее предприятие «Газпром нефти» строит около 580 км зимников – в тайге, сквозь непролазные топи и глубокие реки, там, где летом ни проехать, ни пройти. Они связывают между собой не только месторождения, но и труднодоступные поселки Томской области. Однако «живут» всего три месяца…

Любые дороги дороги

Компания «Газпромнефть-Восток» ведет бурение эксплуатационных скважин на юго-западной части Крапивинского месторождения Тарского района Омской области, Шингинском, Урманском и Арчинском месторождениях Томской области. То есть имеет два основных логистических направления, проработкой которых начинает заниматься задолго до наступления холодов.

– За три зимних месяца мы должны завезти на промыслы необходимые материалы и оборудование на целый год вперед, иначе летом придется пользоваться услугами авиации, а это очень дорого (час летного времени грузового вертолета Ми-26 обходится в 500 тыс. рублей), – поясняет Владислав Никитенко.

Каждый год на строительство и эксплуатацию зимников «Газпромнефть-Восток» тратит более 40 млн рублей. Экономически это выгоднее, чем забрасывать грузы с воздуха, к тому же несет и социальную функцию. К примеру, до поселков Орловка, Майск, Тевриз можно добраться только с помощью зимних дорог.

– Зимники не только связывают промыслы друг с другом, но и соединяют их с «большой землей», – поясняет Никитенко. – Со стороны города Тара Омской области проезд выходит на поселок Игол, идет на Урманское месторождение, ответвляясь на Шингинское, продолжается до Арчинского месторождения и оттуда через поселок Пудино упирается в город Кедровый, откуда есть дорога до Томска.

Работы по строительству зимних дорог и проездов для компании «Газпромнефть-Восток» выполняют три подрядчика: в Омской области – дорожно-строительная передвижная механизированная колонна «Седельниковская», в Томской области – компании «Северный транзит» и «Томь-Экспресс».

Автострадами под снегопадами

В ноябре в тайгу заходит легкая вездеходная техника. Там, где должна пройти зимняя дорога, есть пока только направление – профиль, оставшийся после работы группы сейсморазведки. В низких болотистых местах и поймах нужно устроить лежневые настилы, построить переправы через таежные речки. А с наступлением первых морозов – промять трассу, смешав торф и грунт с водой. Когда эта смесь замерзнет, появится основа для будущего пути.

Дальше – дело тяжелой техники. Мощные вездеходы протаскивают по трассе «клин» – специальное приспособление, которое помогает расчистить проезд от снега. Земля должна промерзнуть основательно, и глубокие сугробы в этом деле не помощники…

Когда дорога окончательно схватится морозом, ей нужно будет лишь придать товарный вид, сделать ее удобной для проезда. Тут работа вновь для тяжелых бульдозеров – они срезают кочки, оставшиеся пеньки… Это финальный этап строительства зимника, после него нужно будет лишь дождаться хороших снегопадов, которые засыплют ямы и выбоины. Трассу вновь прочистят «клином», оборудуют дорожными знаками и информационными табличками и откроют для движения грузовиков и легковых автомобилей…

В среднем на строительство зимних дорог и проездов у компании «Газпромнефть-Восток» уходит 1,5 месяца. Зато в пик своей формы, который обычно приходится на февраль, зимник на прямых открытых участках по своим качествам ничем не отличается от дороги с асфальтовым покрытием.

Тернистый путь

– Наши зимники – это зимники третьей категории: имеют ширину проезжей части 9 м, – говорит Владислав Никитенко. – Строить зимние дороги в Томской области сложно: здесь болотистая почва, нужно делать большое количество лежневок и переправ.

Один из таких непростых отрезков – между Урманским и Шингинским месторождениями. Зимник идет через Шингинские болота, которые долго промерзают, и это всегда оттягивает ввод проезда в эксплуатацию.

– Если на других участках мы успеваем открыть движение до 20 декабря, то на этом участке подрядчики закончили работы только к 15 января, – поясняет Владислав Никитенко.

Еще одно сложное направление – между Урманским месторождением и поселком Игол. Трасса протяженностью 163 км пролегает через четыре болота, труднопроходимые места на которых необходимо залежневать, и реку Васюган, через которую нужно устроить мост грузоподъемностью 60 тонн, кроме того, надо перейти массу таежных речушек. Это не просто сложный по исполнению, но и очень дорогостоящий проект. Однако и направление одно из самых перспективных.

– С каждым годом из-за расширения географии нефтедобычи увеличивается и протяженность зимних трасс, – замечает Владислав Никитенко. – В этом году, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, мы стали плотно сотрудничать в части строительства и обслуживания зимников с другими нефтяными компаниями, такими как Nord Imperial, «Томскнефть». Каждая компания отвечает за свой участок. Имея такую договоренность, мы имеем сквозной проезд по многим направлениям.

Три месяца в тайге

Каждый зимник обслуживает целый арсенал легкой и тяжелой техники. Это и гусеничные вездеходы, и дорожные машины на базе трактора К-700, и автогрейдеры, и бульдозеры.

– В среднем у каждого из наших подрядчиков насчитывается около 10 единиц техники, которая постоянно находится на зимних проездах, и по две вспомогательные бригады из пяти–шести человек, – поясняет Владислав Никитенко.

Обслуживает зимник та же бригада, которая занималась его строительством. Расчистка снега, подсыпка спусков и подъемов, устранение трещин, выбоин, заторов… Зимняя дорога, как и обычная, асфальтированная, требует к себе предельного внимания, хотя и «живет» всего три месяца.

– Строительство и содержание зимников в отличном состоянии – это одно из направлений деятельности компании «Газпром нефть» в регионе, – подытоживает Владислав Никитенко. – Отсутствие дорог не парализовало бы производство, но значительно увеличило бы расходы. А если учесть, что по нашим зимникам передвигаются и местные жители, мы в итоге получаем двойную пользу: во-первых, для компании, во-вторых, для всей Томской области.

 

В среднем зимняя дорога служит три месяца. Самый долгий срок эксплуатации зимника, зафиксированный в компании «Газпромнефть-Восток», – 4 месяца 5 дней. Это было в 2006 году: открыли трассу 15 декабря, закончили ездить по ней 20 апреля.

 

  • В пик своей формы, который обычно приходится на февраль, зимник по своим качествам ничем не отличается от дороги с асфальтовым покрытием.
  •  Компания «Газпромнефть-Восток», дочернее предприятие ОАО «Газпром нефть», основана в сентябре 2005 года. Главный вид деятельности – добыча нефти на территории Томской и Омской областей. Компания ведет бурение четырех эксплуатационных скважин. В 2009 году планирует начать перспективную разработку Еллейского лицензионного участка.

  Справка

«Газпром нефть» – одна из крупнейших нефтегазовых компаний России, которая помимо добычи нефти и газа занимается промысловым сервисом, нефтепереработкой и маркетингом нефтепродуктов. Доказанные запасы нефти компании превышают 4 млрд баррелей, что ставит ее в один ряд с двадцаткой крупнейших НК мира.

«Газпром нефть» (первоначально «Сибнефть») была основана в 1995 году, в 2005-м ее главным акционером стал «Газпром». С тех пор на передний план вышли перспективы стабильного и долгосрочного развития в рамках крупнейшего энергетического холдинга России, а также вопросы социальной ответственности перед обществом.

Компания работает в крупнейших нефтегазоносных регионах России: ХМАО, ЯНАО, Томской и Омской областях, а также в Чукотском АО. Основные перерабатывающие мощности компании находятся в Омской, Московской и Ярославской областях. Сеть сбытовых предприятий «Газпром нефти» охватывает всю страну.

В планах компании – увеличение объема годовой добычи до 80 млн тонн к 2020 году. Вместе с наращиванием добычи «Газпром нефть» планирует дальнейшее расширение перерабатывающих и сбытовых мощностей, совершенствуя сеть собственных АЗС и осваивая новые регионы. Наряду с развитием собственного бизнеса «Газпром нефть» участвует в реализации многих социальных проектов и программ федерального, регионального и международного значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + четыре =