Не думай о секундах…

Чтобы найти альтернативу подорожавшему тарифу, томичке Елене Тайлашевой пришлось не только обращаться в сервисный центр МТС, но и писать письмо в представительство компании по Сибири:

– Хочется все же добиться пресловутого качества обслуживания, – замечает Елена Тайлашева.

 

Томичи стали платить за мобильную связь больше – некоторые услуги (например, роуминг) подорожали еще в феврале. Кроме того, с середины марта несколько посекундных тарифов перешли на поминутный расчет, а в конце месяца часть тарифных планов и вовсе будет закрыта из-за непопулярности. В той или иной степени такие «антикризисные» меры присутствуют у всех работающих в Томске операторов. Но если о бонусах и выгодных предложениях компании обычно заявляют громко, то о подорожании связи клиентам пришлось узнавать самостоятельно. Услугами МТС Елена Тайлашева пользуется около 7 лет. О том, что ее тариф стал теперь поминутным, выяснила эмпирически – деньги, которых раньше хватало на неделю, стали улетать за три дня. – Разве сложно организовать SMS-рассылку? – недоумевает Елена. – Все изменения компания МТС производит в соответствии с действующим законодательством. Анонс новости и информация обо всех изменениях были своевременно опубликованы на региональном сайте компании, – пояснили «ТН» в филиале ОАО «МТС» в Томской области.

Мобильная связь может стать опасной для кошельков

Услуги народа

Об изменениях тарифной политики своего оператора Елена Тайлашева узнала на одном из томских форумов. До этого ломала голову, почему деньги, которых раньше хватало на неделю, теперь улетают буквально за три дня. Оказалось, с середины марта ее посекундный тариф стал поминутным.

– Я много разговариваю, но не всегда разговоры длятся долго, поэтому меня не устраивает поминутная тарификация, – говорит Елена. – В то же время мне очень важно сохранить номер, которым пользуюсь уже 7 лет и на котором завязана вся моя работа.

В попытке выяснить, какие тарифы остались посекундными, Елена позвонила в сервисный центр МТС. После долгого общения с автоответчиком все же услышала голос живого оператора. Однако о преимуществах тарифных планов сотрудник компании предложил послушать по тому же автоответчику…

– Я никогда не писала жалоб, но тут не выдержала, отправила письмо в макрорегион «Сибирь», куда входит Томский филиал МТС, – продолжает Елена Тайлашева. – Вскоре мне позвонили, принесли извинения. Сказали, мол, слишком много обращений с жалобами на изменения тарификации, операторы замотались… Мне кажется, этой волны недовольств не было бы, предупреди МТС своих абонентов.

МТС и предупредили – через свой сайт, который является зарегистрированным СМИ. Другое дело – сколько человек узнали об этом через официальную страницу компании в Интернете? В МТС подчеркивают: обо всех изменениях тарифной политики они сообщают на сайте. Там писали о новой тарификации и роуминга, международных и междугородных SMS-сообщений, там же, к примеру, сказано о том, что с 31 марта из-за низкой популярности тарифный план «Стимул» городской с 1 секунды закрывается для подключения, перехода и обслуживания…

Кризисные звоночки

Первые изменения тарифной политики операторов «Большой тройки» начались в феврале, но коснулись они небольшого круга абонентов – тех, кто часто бывает за рубежом («МегаФон» и «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») подняли цены на международный роуминг на 20–25%), и представителей бизнеса (в таком же диапазоне МТС увеличили бизнес-направление).

– Тарифная политика операторов во многом зависит от изменений на рынке, и мы будем строить ценовую политику в зависимости от того, как будет меняться макроэкономическая ситуация, – сказали «ТН» в филиале ОАО «МТС» в Томской области. – Рост курсов валют, сокращение деловой активности – все это негативно отражается на доходности операторов, они вынуждены пересматривать свою политику на рынке.

Особая необходимость в этом появляется в условиях девальвации рубля по отношению к основным мировым валютам. Если доходы операторов формируются за счет рублевой выручки, размер которой зависит от абонентской платы и активности каждого отдельно взятого абонента, то все расчеты с долгами и поставщиками оборудования компании ведут в иностранной валюте. И здесь появляется два варианта: либо жертвовать частью прибыли, либо повышать рублевые тарифы.

После цен на роуминг, которые выросли у всех операторов «Большой тройки», дело дошло и до других тарифов. В течение февраля несколько раз объявил о пересмотре некоторых тарифных планов для частных лиц «ВымпелКом», МТС на ряде тарифов ввели поминутную тарификацию вместо посекундной, в том числе и на звонки на мобильные МТС России… Не видит необходимости в повышении тарифов лишь «МегаФон», который, впрочем, изменил ценовую политику в сторону увеличения в части некоторых своих сервисов.

– Что касается нашей компании, изменение типа тарификации затронуло в основном архивные, то есть не очень популярные тарифные планы в Томской области, – сказали «ТН» в филиале МТС. – При этом стоимость минуты разговора на тарифных планах не изменилась.

Постоянный процесс

Однако сотовым операторам важно не только не потерять прибыль, но и сохранить абонентскую базу, а также привлечь новых клиентов. О дифференцированном подходе к тарифной политике говорят как в МТС, так и в «ВымпелКоме» и «МегаФоне».

– Ряд услуг стал тарифицироваться по-новому, ряд параметров был изменен в пользу абонентов, – сообщили в филиале МТС.

– Сохранение баланса цен между старыми тарифными планами и новыми предложениями, находящимися в продаже, – это нормальный и постоянный бизнес-процесс для всех операторов рынка мобильной связи, – согласна и.о. директора Томского филиала ОАО «ВымпелКом» Татьяна Юрченко.

Так, например, цены на роуминг МТС не только подняли, но и снизили, например на наиболее популярные туристические направления (от 11 до 59% в зависимости от страны). Кроме того, еще в начале февраля компания ввела новый тариф «Супер ноль», который предполагает возможность бесплатного общения внутри сети после первой минуты разговора. «Билайн», в свою очередь, отметился тарифом «Твои правила», который можно настраивать под каждого конкретного абонента. А «МегаФон» ответил тарифом «Твое время», ориентированным на тех, кто много говорит по мобильному телефону. Кроме того, операторы объявили о запуске ряда акций, которые должны помочь абонентам экономить на связи. У МТС это «Тройной бонус», программа «Прогрессивный годовой контракт», «Соседние регионы», «Свой круг», у «ВымпелКома» – «Бонус за стаж», «Бонус за платеж», у «МегаФона» – «Своя сеть», «Номер Безграничной любви», «Мега-Анлим».

А дальше?

По словам директора Томского филиала «МегаФон-Сибирь» Владимира Кузнецова, судить о том, как поведет себя рынок дальше, пока преждевременно. Тем более делать это из Томска, ведь вопросы эффективности работы мобильных операторов решаются исключительно в Москве.

– В первую очередь, конечно, на рынок влияет позиция рубля, – говорит Владимир Кузнецов. – Поскольку у всех операторов часть капитала в иностранной валюте, падение его курса может привести к увеличению капитальных затрат. Однако и мы, и наши клиенты работаем в общей для страны ситуации, на нас влияют одни и те же факторы. Пока позицию на рынке можно назвать стабильной, но долгосрочные прогнозы делать невозможно. Если изменения будут неизбежны, то мы постараемся, чтобы они прошли безболезненно для наших клиентов.

– Кризис оказал положительное влияние на бизнес с точки зрения расстановки приоритетов, стратегии, конкурентной ситуации,– сказали «ТН» в филиале ОАО «МТС» в Томской области. – Мы фокусируем программу капитальных вложений только на стратегических проектах…

Впрочем, некоторые финансовые аналитики уже прогнозируют рост тарифов на 40% до конца 2009 года. Но и они согласны: прогнозы весьма приблизительные и зависят в первую очередь от циклонов на валютном рынке России и мира.

 

Кстати

За январь 2009-го количество абонентов сотовой связи в России увеличилось на 890 тыс. и достигло 188,72 млн человек. Проще говоря, у каждого россиянина, включая детей и пенсионеров, есть в среднем по одной sim-карте, которая используется хотя бы несколько раз в год. Такие данные приводит агентство Advanced Communications & Media Consulting.

По сведениям агентства, больше всего абонентов за январь подключил «ВымпелКом», но структура рынка не изменилась: на 1-м месте МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» на 2-м и 3-м местах соответственно.

 

Кстати

Абонентам тарифных планов МТС, на которых 10 марта был изменен тип тарификации, предоставляется возможность бесплатно перейти на более выгодный тариф из новой линейки МТС до 9 апреля.

 

Мобильная телефония превратилась в неотъемлемую часть жизни для большинства россиян, и повышение тарифов не приведет к драматическому снижению спроса, считают в инвесткомпании «Тройка Диалог».

 

Ситуация с изменениями тарифных планов сегодня очень изменчива. Поэтому совет: постарайтесь регулярно отслеживать информацию через официальные сайты операторов: http://tomsk.mts.ru (МТС), http://beeline.ru (Билайн), http://megafonsib.ru (МегаФон).

 

«В условиях снижения доходов населения сотовая связь превратится в нишевую услугу, доступную очень ограниченному количеству людей», – прогнозируют аналитики «Велес Капитала».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + 2 =