Пифагор из средней школы

  • Первый в истории Томска школьник – дипломант I степени Всероссийской олимпиады по математике Павел Осипов от решения сложных задач получает истинное удовольствие.
    У Паши искрометный ум. Он быстро находит решение и, если оно неверное, тут же начинает искать другое, – говорит его куратор-тренер по олимпиадной математике Нина Кишкина.

 

Томский восьмиклассник Павел Осипов получил диплом I степени на Всероссийской олимпиаде по математике имени Леонарда Эйлера. Она прошла на минувшей неделе в Омске. Павел – первый в истории Томска школьник, показавший столь высокий результат на интеллектуальном соревновании такого высокого уровня.

– Мне интересно решать задачи, особенно когда они по-настоящему сложные. Я от этого получаю удовольствие, – рассказывает «ТН» ученик средней школы № 54.

Он играет в футбол, любит плавать в бассейне и с радостью обсуждает с друзьями свежие блокбастеры. А еще в свои 15 лет Паша прошел всю школьную программу по математике и имеет первый взрослый разряд по шахматам.

По мнению российских психологов, количество одаренных детей в регионах не зависит от финансового состояния их родителей или места проживания.

– Основная задача – таких детей выявить, – говорит куратор-тренер Павла Осипова по олимпиадной математике Нина Кишкина. – В Томске при его мощном интеллектуальном уровне охвачено слишком мало одаренных ребятишек. Проблема упирается в отсутствие специального центра дополнительного образования…

 

Как в Томске вырастить ребенка-гения?

Есть бесконечная прогрессия, первое число в которой равно единице, а каждое последующее получается путем прибавления наименьшей ненулевой цифры его десятичной записи. Нужно найти количество цифр в числе, стоящем на 9 • 10001000. Это единственная задача, с которой не справился томский восьмиклассник Павел Осипов. Ее вообще смог решить лишь один участник Всероссийской олимпиады по математике…

Ребенок с искрометным умом

Заключительный этап олимпиады проходил в четырех городах – Омске, Кирове, Санкт-Петербурге и Москве. Длился он два дня. За это время участники должны были найти ответы всего на восемь задач по школьной программе, но уровня далеко не школьного.

– Олимпиадные задачи могут решать даже не все учителя математики, – улыбается Паша Осипов.

Олимпиадная математика – это целое отдельное направление, которому действительно не учат в школе. По словам Нины Кишкиной, тренера-куратора Паши Осипова, чтобы дойти до решения, нужно быть действительно гениальным ребенком. Помогают искать ответы специальные методы. Но их, как и все в точных науках, недостаточно просто заучить – ими надо владеть в совершенстве.

Математикой на таком уровне восьмиклассник Осипов занимается всего два года – с тех пор, как его, одного из лучших учеников 54-й школы, отправили участвовать в тренинге, по итогам которого была сформирована городская команда по олимпиадной математике. В нее вошло только шесть человек – девятиклассники и он, мальчишка из 6-го… Ребята получили адресное сопровождение в рамках целевого проекта мэрии Томска «Олимпиадный тренинг» и начали активно готовиться.

– У нас было много поездок, – рассказывает Паша. – Летом, например, учились в Кировской предметной школе, одной из сильнейших математических в стране. Познакомились там со всеми лидерами олимпиадной математики. Кстати, когда ехал в Омск, ожидал, что займу какое-либо место, ведь я знал силы своих соперников.

– Паше все дается очень легко, у него искрометный ум, – говорит его тренер-куратор, педагог центра дополнительного образования детей «Планирование карьеры» Нина Кишкина. – Он быстро находит решение и, если оно неверное, тут же начинает искать другое. Очень целеустремленный, очень собранный ребенок с хорошей памятью, развитой логикой, умением анализировать, а главное – применять знания. У него мощная интуиция. Иногда Паша выбирает необычные методы для решения тех или иных задач.

Самое серьезное испытание

В 8-м «А» школы № 54 только начали делать упражнения со степенями, а Павел Осипов уже, можно сказать, остепенен – прошел всю школьную программу.

– Мои родители – математики, так что с этой наукой я с детства, – рассказывает Паша. – А вот таблицу умножения выучил еле-еле – классе, наверное, во втором или в третьем… Помню, у меня ушла на это целая неделя. Для меня это было одним из самых серьезных в жизни испытаний.

По словам Паши, если тебе что-то действительно интересно, ты запомнишь это легко, будь это сложнейшие методы решения олимпиадных задач или правила русского языка. (По русскому, кстати, у восьмиклассника Осипова четверка. Единственная в четверти.)

– Мне интересно решать задачи, – поясняет Паша. – Мне интересно заниматься шахматами, играть с друзьями в футбол, ходить в бассейн… Я думаю, что в любой области, если всерьез заниматься, можно достичь успехов, а значит, получить удовлетворение.

Умная семья

Паша – четвертый из пяти детей в семье Осиповых.

Старший Олег вышел из школы с золотой медалью, окончил мехмат ТГУ с красным дипломом и получил второе высшее образование – также с отличием. Он, победитель различных математических олимпиад и лауреат нескольких музыкальных конкурсов, включен в справочник лучших выпускников Томской области и является участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы».

Пашина сестра Аня – серебряная медалистка и, несмотря на то, что только учится на физфаке ТГУ, серьезно занимается научной работой и уже имеет большое количество публикаций.

Третий ребенок, Катя, отличница философского факультета ТГУ, оксфордский стипендиат, участник многих научных конференций, в детстве увлекалась музыкой и хореографией.

Младший сын Артем учится в 6-м классе. Он занимается в художественной школе и уже добился успехов: его работы несколько раз были представлены на всевозможных томских выставках. Кроме того, мальчик любит народные танцы и плавание…

– В чем секрет воспитания? – задумывается мама одаренных детей Ирина Осипова. – Да ни в чем. Мы стараемся дать ребятишкам разностороннее образование – они занимаются тем, чем хотят, а так как их много, они увлекают друг друга.

Ирина Осипова не скрывает: успехами своих детей она гордится. Когда Паша уезжал в Омск на олимпиаду, боялась сглазить, но в душе надеялась, что сын покажет высокий результат. А он привез диплом I степени…

Успех целой команды

– Если бы ты говорил о команде, которая помогла тебе победить, кого бы назвал? – спрашиваю.

– В первую очередь Нину Кузьминичну (Кишкину. – Прим. ред.), – отвечает Паша Осипов и начинает перечислять…

За год занятий олимпиадной математикой Паша действительно прошел через руки огромного количества педагогов, среди которых и преподаватель Лилия Шумская, и доцент мехмата ТГУ Александр Арбит…

– Но отдельное спасибо нашему школьному учителю Марине Викторовне Ивановой, – добавляет Пашина мама. – Именно она разглядела в ребенке талант.

Финансовую часть Пашиной поездки в Омск семье Осиповых помогли решить директор школы № 54 Людмила Самохвалова и директор городского информационно-методического центра Вега Пустовойтова.

– Огромное спасибо этим людям, – улыбается Ирина Осипова. – Это благодаря им мой сын добился такого успеха.

Победитель Всероссийской олимпиады по математике Павел Осипов и по окончании школы хотел бы заниматься этой наукой – уже на профессиональном уровне:

– Вообще, практика требует меньших знаний, поэтому она мне менее интересна. Хотя в нашей стране заниматься прикладной математикой гораздо выгоднее, – размышляет восьмиклассник.

 

Кстати

 Кто должен заниматься подготовкой одаренных детей?

Городской целевой проект «Олимпиадный тренинг» реализует информационно-методический центр Томска. Цель проекта – выявить наиболее одаренных детей, с которыми в дальнейшем будут заниматься опытные педагоги. Материал, который получают подростки на занятиях, существенно раздвигает границы школьной программы.

– Математическая подготовка одаренных детей в Томске ведется на высоком уровне – раньше о наших ребятишках в стране не слышал никто, а в последние два года члены жюри Всероссийской олимпиады знают их поименно, – говорит педагог центра дополнительного образования детей «Планирование карьеры» Нина Кишкина. – Система «Олимпиадный тренинг» дает хорошие результаты. Проблема в том, что в ней работает не так много тренеров, и не все дети оказываются охваченными. Решить ее позволило бы создание специального центра дополнительного образования.

Центры, которые комплексно занимаются физико-математической подготовкой одаренных детей, есть во всех сибирских городах. Исключение – Кемерово и Томск, интеллектуальная столица Сибири. В результате менее слабые в научном плане города представлены более многочисленными, а зачастую и более сильными командами.

– Создание такого центра – наша давняя мечта, – поясняет Нина Кишкина. – Он помог бы значительно улучшить подготовку, развивать детей всесторонне.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × два =