Третий тур выборов мэра

На понятном гражданам языке

 Как выборы кризисного времени стали не похожи на былые выборы благополучных лет, так и послевыборное продолжение оказалось качественно иным. Ранее фактически сразу после дня голосования все погружались в сонное царство, сегодня же активность противостояния не спадает. Более того – рождает новые темы.

Недовольство и интересы

Дважды проведенные оппозиционные митинги за отмену результатов голосования и сбор подписей за отставку губернатора собирали, по оценке милиции, по 300 человек, по оценке организаторов, — по тысяче. Возьмем середину в 500 человек – много, таких многолюдных акций протеста в Томске не было несколько лет. Словом, выборы закончились, а накопленный запас недовольства остался. Причем в отличие от былых лет это активное недовольство. И я не советовал бы говорить, что участие в митингах протеста куплено за 300 рублей.

Однако я бы не стал утверждать и обратное – что нет финансовой попытки поддержать акции протеста. На мой взгляд, видно: некие силы пытаются оседлать объективно существующую волну недовольства. И это следовало ожидать: выборы завершились, а интересы тех инкогнито, кто вложил в кампанию Деева очень солидные деньги, остались не реализованы… Поэтому атака продолжается. Например, на мой взгляд, можно говорить об организованном информационном сопровождении: показательно, как ряд федеральных сайтов интерпретируют происходящие в Томске события — вполне локальные по размерам и накалу акции протеста трактуются как полномасштабный политический кризис в области, особо усиленно педалируется тема «непременной» отставки губернатора. (Полагаю, сегодня предпосылок к этому нет. Например, в мартовском рейтинге политической выживаемости губернаторов, составленном фондом «Петербургская политика», Кресс оценен на четверку из пяти возможных баллов.)

Или еще одно горячее продолжение выборов мэра — история с группой людей, которая пытается инициировать референдум по лишению депутатских полномочий спикера областной Думы Бориса Мальцева (30 марта они сделали первый шаг в очень сложной и длительной процедуре – подали в облизбирком ходатайство о регистрации инициативной группы). Верю, что сами эти 11 человек искренни, но и безусловно заинтересованные фигуры явственно присутствуют – речь опять же идет о целенаправленном характере информации ряда федеральных интернет-ресурсов.

Итак, есть активное недовольство и столь же активные попытки его использовать. Что в ответ?

Ждите ответа, ждите ответа…

Похоже, что власти и партия власти совсем не ожидали «третьего тура выборов», и внятной ответной реакции с их стороны пока нет. Я, например, не понимаю цели митинга, проведенного «Единой Россией». Есть совершенно конкретная местная повестка дня, и на фоне этой конкретики митинг «в поддержку антикризисных действий правительства России» и смотрится, и является совершенно абстрактным. (Оппозиционеры-то тоже митингуют в поддержку президента и правительства.)

Но абстракция – еще полбеды. Беда, когда некоторые освященные властью люди начинают конкретизировать. Примером может служить заявление депутата областной Думы Степана Руденко, сделанное им с высокой парламентской трибуны в прошлый четверг. Член ЛДПР Руденко так переживал за власть и партию власти, что предложил закрыть «Томскую неделю», а к недовольным применить репрессивные меры. Цитирую: «Партия власти только тогда чего-то стоит, когда она умеет защищаться… Даже коммунисты, находясь у власти более 70 лет, до последнего дня существования своей партии выгоняли диссидентов, садили их в психушки, убирали там, высылали за границу. А партия власти лет пять относительно у власти, и уже так расслабиться…» На месте «Единой России» я бы взмолился: «Избави нас, Боже, от таких друзей, а с врагами мы и сами справимся».

Итак, сегодня в полной мере обнажилось то, о чем в последние годы по всей России постоянно предупреждали критики (в том числе и ваш автор): последовательное выхолащивание политических институтов (партий, общественных движений) приводит к деградации конструктивных каналов связи между властью и обществом. (Как следствие – появление и усиление различного рода радикальных, «коммерческих» или суррогатных каналов.)

В итоге задача сформулирована, но выполнять ее, похоже, просто некому. На инаугурации мэра все выступающие только о том и говорили, что надо активно работать с людьми, «которые голосовали за другого кандидата или же проигнорировали выборы». Председатель гордумы Чуприн даже заявил, что через 5 лет все ныне недовольные будут голосовать за «Единую Россию». Но кто и что реально сделал за три послевыборные недели? Ответная реакция, как и во время предвыборной кампании, явно не адекватна вызовам.

Словом, для начала надо, как минимум, хотя бы вспомнить опыт января трехлетней давности. Тогда ряд представителей областной власти (мог бы назвать по именам, но боюсь кого-то незаслуженно упустить) смогли – и, кстати, очень оперативно – найти конструктивные пути взаимодействия c пенсионерами, бунтующими против монетизации льгот. И сначала митинговый накал (несравненно, в разы более сильный, чем сегодня) был снят, а затем были приняты реальные меры по исправлению допущенных законом ошибок и улучшению жизни людей. То есть тогда власти смогли выработать антикризисную программу на понятном гражданам языке.

Увы, но сегодня подобных инициатив не видно.

Заявленный митинг в поддержку «Единой России» получился красивым и многолюдным. Если не приглядываться. А если приглядеться, то в этот день был, наверное, поставлен абсолютный рекорд по концентрации чиновников на одном квадратном метре за пределами своих администраций. Впрочем, картину разнообразила молодежь.

— Ребята, вы откуда?

— Студенты ТГПУ. Пришли поддержать программу «ЕдРо» по выходу из кризиса.

— А вы ее читали?

— …Мельком.

Митинг продолжался около часа.

 

В минувшую субботу на площади перед «Томскими товарами» прошел митинг в поддержку курса президента на демократизацию общества и борьбу с коррупцией, против роста цен на услуги ЖКХ. Инициировал мероприятие экс-кандидат в мэры Томска Александр Деев.

Среди докладчиков засветились давние соратники Деева — Василий Еремин, Евгений Кротов, Андрей Волков. Говорили о росте тарифов ЖКХ, беспределе управляющих компаний и всячески подводили к мысли о том, что на грядущих выборах в городскую Думу граждане должны сделать правильный выбор. (По версии организаторов митинга, в Думе сегодняшней работают два человека – Александр Деев и Василий Еремин.)

По итогам митинга протестанты приняли резолюцию: обратиться к президенту с просьбой направить в область «компетентную комиссию для расследования фактов коррупции в органах власти Томска и области», а премьер-министра попросить снизить тарифы на ЖКХ на 20%.

 

О Борисе Мальцеве

Я знаю Бориса Алексеевича Мальцева много лет. Знаю его как порядочного и честного человека, который с пониманием относится к человеческим проблемам. Потеряв Мальцева, как депутата, избиратели потеряют очень много. Я сам вырос на округе, который Борис Алексеевич представляет в областной Думе. И мне не понаслышке знакомы его проблемы. Помощь, которую оказывал Борис Алексеевич простым томичам, нельзя отодвинуть на задний план, нельзя про нее просто забыть! Уверен, что нам всем сейчас следует остановиться и подумать, что мы можем потерять.

Директор Томского атомного центра Геннадий ХАНДОРИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 10 =