Дороги без колеи и трещин

Как с наименьшими потерями выйти из экономического кризиса? Этим вопросом сегодня задается не только федеральное правительство, но власти всех российских регионов. Везде на повестке дня стоит вопрос экономии средств, ведь поступления в бюджеты всех уровней сегодня падают. В то же время государство не собирается останавливать финансирование инфраструктурных проектов, чтобы поддержать экономический рост в стране. Одним из ключевых направлений здесь является строительство и реконструкция дорог, которых в стране по-прежнему катастрофически не хватает. Томску в феврале перечислен первый транш в 100 млн рублей федеральных средств на строительство левобережной автомагистрали (всего на ее сооружение в 2009 году будет направлено около 800 млн рублей), продолжается строительство дорог, обеспечивающих транспортную доступность ТВЗ (примерно 1,7 млрд рублей на 2009 год). Но очевидно, что если продолжать строить по старинке, когда уже на следующий год дорогу надо ремонтировать, то получится лишь разбазаривание денег налогоплательщиков. В России и мире существуют современные технологии и материалы, которые делают дороги долговечными и позволяют экономить гигантские суммы на ремонтах.

Масштабная проблема

В Томске 580 км дорог с асфальтобетонным покрытием, не считая внутриквартальных. Средний срок службы дорожного полотна 8-10 лет в зависимости от интенсивности, грузонапряженности. То есть мы должны ежегодно капитально ремонтировать минимум 58 км дорог. Ремонтируем же максимум 8 км (когда к 400-летию готовились, здорово продвинулись – по 20 км в год ремонтировали).

Вопрос качества дорожного покрытия в этой связи приобретает первоочередное значение. О том, как обстоит дело сегодня, всем хорошо известно — дорожное покрытие не соответствует принятым в западных странах нормам и требованиям. Трещины и колдобины, ямы, колеи – постоянный атрибут практически любой дороги. В масштабах страны все это выливается в десятки миллиардов рублей убытков, которые несут и частные компании, и государственный бюджет.

Нельзя забывать и о безопасности дорог. По статистике, немалая доля аварий, в которых не только страдает техника, но и люди, происходит именно из-за некачественного дорожного покрытия.

Чтобы совершить прорыв, российским дорогам нужны современные материалы и технологии.

Новые технологии

По мнению большинства экспертов, одним из ключевых факторов, определяющих малый срок службы асфальтобетонов, из которых делается основная часть дорожных покрытий, является низкое качество используемых битумов. Чтобы повысить срок службы дороги, в мире активно применяется модифицированный битум, то есть битум с добавлением присадок, наиболее эффективными из которых являются полимерные материалы — термоэластопласты (ТЭП).

Молекулы ТЭПов образуют настолько плотную структуру асфальта, что капли воды и снега просто не могут проникнуть в его основание. Причем дорожное покрытие благодаря термоэластопластам при низких температурах приобретает свойства пластика, препятствуя образованию трещин, при высоких температурах – свойства каучука, снижая колейность дорог. Совокупная стоимость строительных работ при использовании ТЭПов увеличивается примерно на 1%, а эффект – миллионы сэкономленных рублей. Ведь такая дорога практически не трескается в мороз, а весной и летом на ней не образуется колея. Ремонтировать дорогу с покрытием на основе модифицированного битума надо будет не каждый год, а раз в 7-10 лет!

В нашей стране ТЭПы делает входящий в СИБУР завод «Воронежсинтезкаучук». Предприятие выпускает ТЭПы с 1992 года по бельгийской технологии. Спрос в России на эту продукцию растет примерно на 20% каждый год, и для обеспечения потребностей дорожной отрасли СИБУР планирует построить в Воронеже новое современное производство ТЭПов мощностью 50 тыс. тонн в год. Причем благодаря наличию электронной площадки торгов любая организация или человек могут с легкостью купить продукт через Интернет.

Роль государства

Широкому применению ТЭПов в дорожном строительстве мешает и традиционная инерция мышления («Строили так всегда, зачем искать что-то новое?»), и, откровенно говоря, нежелание многих дорожников снижать объемы ремонтных работ и терять источник постоянного дохода. Знаменитый ямочный ремонт — это буквально черная дыра, в которую утекают миллиарды бюджетных денег. Причем текущие расходы на установку простейшего оборудования для высокотемпературного смешивания ТЭПов с битумом могут оправдать себя уже через год после начала эксплуатации благодаря экономии на ремонте.

Сейчас, в условиях жесткого мирового экономического кризиса, необходимо считать каждую копейку. Российские нефтехимики в ответ на вызовы времени готовы предоставить современную продукцию в нужном объеме. И если есть технологии, которые позволяют принести реальную экономию и резко повысить качество отечественных дорог, то таким технологиям необходимо обеспечить самое широкое применение.

Это уже задача государства, которое должно, в частности, принять положение об обязательном использовании модифицированных ТЭПами битумов в дорожном строительстве. И если региональные власти, которые фактически выступают заказчиками строительства и ремонта дорог, будут строго отслеживать выполнение норм по качеству битумов, в выигрыше окажутся и сами чиновники, сумевшие доказать свою рачительность, и автолюбители.

Это позволит не только улучшить качество дорог, но и даст весьма позитивный эффект для всей экономики страны, поскольку будет стимулировать развитие нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, выпускающих ТЭПы и битумы, машиностроительных предприятий, которые получат заказы на новое оборудование.

Чиновникам всех уровней надо наконец-то научиться тратить бюджетные деньги эффективно, чтобы российские автомобилисты смогли ездить по современным прочным дорогам.

Ольга ВЛАДИМИРОВА

 

Совокупная стоимость строительных работ при использовании ТЭПов увеличивается примерно на 1%, а эффект – миллионы сэкономленных рублей.

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ

За порядок на транспорте

Уважаемый Виктор Мельхиорович!

Обращаемся к Вам, поскольку, как показывает практика, больше никому до нашей проблемы дела нет. Просим Вас обратить внимание на события, которые разворачиваются на общественном пассажирском транспорте Томской области. Речь идет о комфорте и безопасности пассажиров. А именно о том, что происходит в настоящее время на маршруте 442.

С недавнего времени мы, жители г. Северска, лишены возможности добираться до Томска на больших зеленых автобусах, или «крокодилах», как их прозвали в народе. Теперь мы вынуждены ограничиваться тесными ПАЗами с узкими проходами, куда народ, особенно в час пик, набивается как сельди в бочку, и невозможно не то что думать о предстоящем рабочем или учебном дне, а тут бы выжить и просто дышать. А когда кондуктор идет за расчетом через весь автобус, а габариты у кондукторов бывают разные, то тут вообще хоть караул кричи. Тем более что работают кондукторы на ПАЗах без кондукторских сумок, что никак не облегчает задачу ни им, ни пассажирам. На «крокодилах» было комфортнее, широкие проходы, кондуктор с сумкой быстро считал и давал сдачу. Рассчитывал пассажиров на каждой остановке, а не перед КПП весь автобус сразу. Мы уже не говорим о гонках, которые устраивают водители ПАЗов, которые в час пик теперь ездят через 3 минуты и в Томске стараются обогнать своих же. «Крокодилы» и в этом были удобнее, поскольку дороги в Томске перегружены, об этом и автомобилисты говорят.

А теперь про нашу безопасность, а точнее про ее отсутствие. 18 марта 2009 года в районе 16 часов 15 минут на центральном КПП сотрудники ГИБДД остановили ПАЗ (госномер 441), на котором мы ехали, и надолго задержали водителя. А потом к нам вошел сотрудник и объявил, что всем нам они сегодня спасли жизнь, поскольку водитель нашего автобуса оказался в состоянии наркотического опьянения. Ужас, нас возят наркоманы! Даже в самом страшном сне нам не могло бы это присниться! Раньше мы были спокойны за свою жизнь, зная, что автотранспортные предприятия обязаны следить за состоянием водителей, работающих на маршруте, и отвечать за безопасность пассажиров. Разве можно доверять маршруты предприятиям, которые не могут обеспечить их профессиональное выполнение да еще и подвергают при этом риску наши жизни?!

Очень надеемся, что Вы примете меры по наведению порядка, и на нашем транспорте опять станет безопасно и комфортно.

Жители города Северска — пассажиры 442-го маршрута Колпакова А.П.,

Прозорова Н.А., Боровкова Н.В., Бармина Е.П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять − 1 =