Бюджетом ударило

  • — Уровень воспитанности и нравственной зрелости не позволяет нам ходить на забастовки, — говорит учитель географии Светлана Меньшикова, — Что я могу? Глобусом постучать? Расколю же его…

Сегодня в 09.30 на пл. Новособорной Федерация профсоюзных организаций области намеревалась провести пикет протеста. Работники образования, здравоохранения и культуры собирались требовать 14,5-процентной индексации зарплаты.

Пикет протестанты хотели приурочить к собранию областной Думы, на котором сегодня будет рассмотрен вопрос существенного – на 3 млрд рублей – сокращения расходов областного бюджета. И треть этой суммы, 980 млн, — деньги, которые ранее предполагалось направить на повышение зарплат в бюджетной сфере.

Но в самый последний момент, вчера вечером, пикет был отменен – после встречи с профсоюзами бюджетников заместителей губернатора Оксаны Козловской, Сергея Ильиных, Владислава Зинченко и мэра Томска Николая Николайчука. Результатом встречи стала договоренность о подписании протокола – если бюджет получит дополнительные доходы, все они будут направлены на дальнейшую индексацию зарплаты бюджетников.

Тем не менее ситуация остается напряженной – в нынешних условиях получение сверхплановых доходов многим управленцам представляется весьма проблематичным.

— Мы сегодня должны думать не о том, увеличим ли мы зарплату на 14,5%, а о том, будут ли у нас деньги в ноябре — декабре на нынешнюю зарплату! – таким образом охарактеризовал свое понимание ситуации депутат областной Думы и директор «Томских мельниц» Евгений Рубцов на заседании бюджетно-финансового комитета.  

«Партнеры так не поступают!»

В понедельник на президиуме областного профсоюза работников образования и науки, где решался вопрос о проведении пикета, царила атмосфера возмущения.

— В прошлом году мы настаивали на 30-процентной индексации зарплаты, — напомнил председатель профсоюза Николай Глушко. — Но начался кризис, и нам пообещали – 14,5% в 2009-м. Может, не сразу, но по частям. Это было сказано в октябре 2008-го. И в феврале 2009-го на съезде учителей в этом заверяли нас члены «Единой России». Во всех бюджетных учреждениях перед выборами обещали золотые горы. А дали только 5%, и теперь говорят – это все.

— 16 апреля днем мы подписали соглашение с группой депутатов «Единой России» о взаимной поддержке, а вечером узнали из СМИ о таком секвестре бюджета! Социальные партнеры так не поступают! У меня поздно вечером было столько звонков: «Как же так?» — спрашивают люди, а я не знаю, что сказать. И администрация области поступила некорректно по отношению к профсоюзам, — заявила председатель городского профсоюза работников образования Валентина Алеева.

— Да, новость о секвестре была как обухом по голове, — согласился Глушко. – Если бы с нами пошли на переговоры, показали цифры… Но нас проигнорировали — плюнули на подписанное трехстороннее соглашение.

Решение о проведении пикета было принято единогласно.

Коридор возможностей

Месяц назад один из ведущих российских экспертов по региональной экономике и финансам Наталья Зубаревич сделала два прогноза. Во-первых, заявила, что региональные бюджеты «сейчас не в состоянии проиндексировать в обещанных размерах заработную плату бюджетникам». Во-вторых, эксперт упрекнула власти регионов в «сильной страусиной позиции»:

— Даже поняв размеры происходящего, мы категорически не хотим говорить с обществом о том, что происходит, что мы можем сделать, какой у нас коридор возможностей.

Для Томской области первый прогноз эксперта сбывается с удивительной точностью – «Белый дом» предложил секвестрировать расходы бюджета на 3 млрд рублей, в том числе и за счет зарплаты на 980 млн. Второй прогноз и администрация, и областная Дума пытаются сейчас опровергнуть: появляются попытки начать более откровенный разговор.

— Многие люди пока не видят большой пласт проблем, — сказал на прошлой неделе на одном из комитетов Думы заместитель губернатора Сергей Ильиных. — И хочу обратить внимание: нельзя обманывать людей, нужно объяснять ситуацию, какая она на самом деле — сегодня мы не можем позволить себе ни повышения заработной платы, ни обещания ее повышения со второго полугодия.

Пласт проблем

Как это ни странно на дилетантский взгляд, сегодня особенно большие проблемы возникают у наиболее развитых регионов. Дело в том, что у таких областей высока доля нестабильных налогов. В первую очередь налога на прибыль предприятий, который в наиболее продвинутых областях составляет от 25 до 45%. У нас по одним данным — 29%, по другим — 17 (расхождение в цифре — отдельная тема). Для сравнения: на Алтае налог на прибыль дает 9% дохода бюджета. То есть в условиях кризиса, когда резко снижаются объемы работ и эффективность предприятий, соответственно, страдает бюджет. И из 935 млн рублей нынешнего уменьшения доходов львиную долю составляет налог на прибыль – 804 млн.

— Тут уже не до жиру. Тут начинают страдать базовые расходы бюджета. Это уже сокращением инвестиций особо не поправишь, тут нужно рубить по живому, — месяц назад предсказала Наталья Зубаревич.

И действительно получается «по живому»: сегодня администрация открыто настаивает, что не может выполнить обязательства по индексации зарплаты бюджетникам на 14,5%, взятые ею в благополучном 2008-м.

Границы терпения

Реакция на это заявление поступила, как и следовало ожидать, тоже очень живая. И аргументы бюджетников, профсоюзов и ряда депутатов, считающих невозможным отказ власти от принятых ранее обязательств, понятны. Во-первых, зарплата в бюджетной сфере по-прежнему оставляет желать лучшего.

— Ставка учителя высшего, 14-го, разряда (18 часов в неделю) в школе № 14 — 3 950 рублей. Ниже прожиточного минимума, ниже зарплаты технички, — сказали «ТН» педагоги. — Унижающие ставки – вот ключевое слово.

Конечно, голые ставки никто не получает, но большинству учителей приходится брать повышенную нагрузку.

— У меня 31 час вместо 18. По шесть уроков пять раз в неделю. Преподаю географию в 12 разных классах! — рассказывает учитель Светлана Меньшикова.

— Я даже не помню, сколько у меня классов. В одной школе 24 часа и 10 в другой, — говорит учитель химии Сергей Половников.

Во-вторых, отказ от полной индексации зарплаты означает снижение реальных доходов огромной армии бюджетников: прогноз инфляции на год – 13%, а будет она, скорее всего, существенно выше.

В-третьих, в отличие от других болезненных сокращений бюджета (например, по областным целевым программам, по дорогам и т.д.) зарплатный вопрос тем больнее, что имеет сильную политическую окраску. К тому же учителя раздражены разными реформами, например проектом перехода на подушевую систему финансирования.

— Есть план акций протеста работников образования области, они даже ноу-хау придумали – стать инициаторами всероссийской стачки. И в ближайшие месяц-два они могут накалить обстановку до предела, — предупредил коллег-депутатов Виталий Попов.

В понедельник в облсовпрофе «ТН» эту информацию подтвердили: тогда там намеревались готовить письмо президенту и председателю правительства.

Муть в конце тоннеля

Свои действия и намерения профсоюзы аргументируют тем, что ситуация-де входит в противоречие с обещаниями президента РФ о том, что социальная сфера не пострадает в кризис. Между тем кризис в экономике достиг такой глубины, что не может так же жестко не отразиться на бюджетной сфере. Более того, многие специалисты (и российские, и томские) резонно опасаются, что до дна кризиса еще далеко и положение с бюджетом может стать еще хуже. Например, начальник областного департамента финансов Александр Феденев сказал: сегодня администрация берет на себя «суперповышенные обязательства по доходам, и дай нам бог их выполнить».

С этим следует согласиться. Во-первых, пока план по налогу на прибыль снижен по сравнению с прошлым годом только на 4%, тогда как Минфин прогнозирует снижение в 40-50%. Во-вторых, администрация пока ни на рубль не снизила план по другому ключевому для областного бюджета налогу – подоходному (НДФЛ). А он тоже из категории нестабильных, и совершенно непонятно, как «Белый дом» собирается выполнить план.

— Каждый, кто работает в производстве, должен проанализировать: сколько ваше предприятие платило налогов в прошлом году и что мы платим сегодня? — сказал по поводу НДФЛ депутат облдумы и директор «Томских мельниц» Евгений Рубцов. — Что у нас происходит в коллективах, с зарплатой, с объемами работ? Сколько десятков предприятий с численностью более 500 человек сегодня практически стоят? Так кто может дать гарантию с НДФЛ, рост по которому мы запланировали на 27,8% по сравнению с прошлым годом? И налог этот – треть доходной части бюджета. Коллеги, мы сегодня должны думать не о том, увеличим ли мы зарплату на 14,5%, а о том, будут ли у нас деньги в ноябре — декабре на нынешнюю зарплату! И не столкнемся ли мы, как в первой половине 1990-х, с ситуацией, когда зарплата не выплачивалась по несколько месяцев?

Поговорим по душам?

Тамара Фоминых, заместитель председателя областного профсоюза работников образования и науки, считает, что на вчерашней встрече был начат действительно откровенный диалог с обществом:

— Мы в общем-то довольны встречей с представителями власти: они выслушали не очень удобные для себя вопросы, отвечали на них. И этот разговор будет продолжен.

Анастасия СЕЛЯНИНА, Александр КРАСНОПЕРОВ

Было бы иллюзией надеяться, что федеральный бюджет полностью возместит регионам их финансовые потери. Крайне сложно будет и занять деньги – госдолг Томской области и без того составляет свыше 30% от уровня собственных доходов. И, как говорит Александр Феденев, «наращивать госдолг в нынешних условиях самоубийственно».

 

мнения

На заседании комитета по труду и социальной политике его председатель Игорь Чернышев пытался убедить коллег запланировать индексацию зарплаты со второго полугодия на 10% вместо 5. Цена вопроса — 300 млн.

— Давайте народ не будем «кипятить». Мы не сегодня повышаем, мы даем перспективу на повышение завтра. А не будет денег, значит, не будет и песен.

Предложение Чернышева не было принято – его поддержали лишь четверо депутатов.

Также на комитетах не были приняты предложения некоторых депутатов «зарезать» немногие оставшиеся капитальные вложения.

 Сергей Ильиных, заместитель губернатора:

— В реальном секторе экономики идет не только снижение зарплаты, но и потеря социального пакета. В области 130 тыс. бюджетников, и они находятся в относительно комфортных условиях — государство гарантирует зарплату и ее не снижение.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 6 =