За отвагу на пожаре

 

Пожарным Николай Жердев прослужил 20 лет. Трижды получал медали МЧС России: в 2006 году – «За отличие в службе» III степени, в 2007 году – «За отличие в службе» II степени. Последнюю — «За отвагу на пожаре» — вручили в конце 2008-го.

…Горело ночью на ул. Розы Люксембург, 46. Возгорание началось с гаража – в нем взорвался газовый баллон. Деревянную, обшитую железом постройку буквально разметало, вспыхнул тамбур двухэтажного жилого дома, огонь перекинулся на крышу. Кто-то успел выскочить из окон первого этажа, но жильцы второго сами выбраться уже не могли.

Прибывшие пожарные начали эвакуировать людей. Николай Жердев со своим подразделением выкатил из бывшего гаража то, что осталось от машины. И тут стало видно, что внутри под рухнувшей крышей и каким-то горящим мусором лежат еще три баллона. Два кислородных и пропановый.

— Один пропан, если рванет, летит как свечка вверх, — объяснял потом Жердев, – но в сочетании с кислородом дает объемный взрыв. Достаточной мощности, чтобы вынести стену дома, обрушить ее внутрь.

Тем временем спуск людей по пожарным лестницам продолжался. Спасавшие их пожарные и не подозревали об опасности, обнаруженной буквально в десяти метрах под развалинами постройки.

Николай взялся за пропановый баллон.

— Мы оттащили их вчетвером на безопасное расстояние. Охладили и оставили, побежали помогать жильцам. Народ тогда буквально висел на окнах.

Удивительно, но был в биографии майора Жердева случай, когда он едва не ушел с работы. (Вообще-то он хотел стать военным, но обстоятельства сложились так, что пришлось искать место на «гражданке».)

— Вернувшись из армии, я узнал, что в военизированную пожарную охрану требуются сотрудники. Вот и пришел. Было это в начале 1990-х, пожары в Томске случались чаще, «деревяшек» лепилось на улицах еще больше, чем сейчас. (Помню случай: поступил вызов со Льва Толстого, 4. Едем. Нужная улица. Видим – горит! Останавливаемся, тушим. Через некоторое время получаем по рации: «Вы когда прибудете?» — «Да на месте уже». — «Номер дома смотрите!» — «Ох, ты… 98-й!» — «Ладно, поняли. Высылаем второй экипаж».)

— И вот самое начало моей службы, зима. Температура за сорок. Дежурство. И десять пожаров за ночь! Вернулись в часть – мокрые, замерзшие. Брезентовые комбинезоны колом стоят, не сгибаются. «Ну, — думаю, — вот и хватит с меня. Зачем это все?! Уволюсь».

Потом дома посидел три дня, отдохнул. Вспомнил про эти мысли ненормальные. И что только после десятка пожаров в голову не придет… Остался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 5 =