Притирка кадастровая

Власти обещают льготы за достоверные бухгалтерские балансы

 На прошлой неделе депутаты Думы Томска снизили ставку земельного налога для целого ряда предприятий. В списке тех, кто будет платить меньше, прежде всего предприятия социальной сферы, школы, больницы, всевозможные областные учреждения и ряд промышленных компаний. Но без налоговых льгот остались городские рынки и малый бизнес. Их владельцы говорят, что новая кадастровая стоимость земли, по которой рассчитывается ставка налога, разорит бизнес. Но власти областного центра, которые за два последних месяца несколько раз садились с предпринимателями за стол переговоров, угрозам не верят. Причина – сомнительная финансовая отчетность, которую показывают владельцы городских рынков.

Приземленный налог

Кадастровая оценка стоимости земли в соответствии с федеральным законом проводится не реже чем раз в 5 лет. Предпоследняя проводилась в 2002 году, и в 2007-м был крайний срок, когда такую оценку власти должны были провести вновь. Новую оценку поручили московской структуре – ФКЦ «Земля». Когда в мэрии Томска увидели первые, промежуточные, результаты их работы, стало понятно — методика ФКЦ «Земля» слабо адаптирована к местной ситуации. По словам первого вице-мэра Евгения Паршуто, ошибки оценщика были таковы, что администрации пришлось вмешаться в его работу практически с самого начала.

— Мы начали указывать на то, что в методике оценки есть проблемы, — говорит Евгений Паршуто. – Часть ошибок была исправлена сразу. Возможно, я преувеличиваю, но без нашего вмешательства окраины в Томске могли бы по оценочной стоимости земли сравниться, скажем, с Москвой.

В итоге Томск получил новую кадастровую оценку, которая в среднем дороже в два раза, чем год назад. Если бы этого не произошло, областной центр в 2009 году остался бы без налога на землю — без введения новой оценки налог начислен быть не может. А речь идет о сумме в более чем 320 млн рублей. Кстати, земельный налог в полном объеме зачисляется в местный бюджет. Плюс к этим деньгам город рассчитывает в 2009 году получить еще 200 млн дополнительно, поскольку произошла переоценка земли. Итого — более полумиллиарда рублей. Для нынешнего сверхнапряженного бюджета — очень большие средства, сопоставимые с расходами на все здравоохранение и спорт областного центра.

К слову сказать, эта сумма намного меньше, чем получают соседи – столицы субъектов Сибирского федерального округа. Например, очень похожий на Томск Кемерово, имеющий примерно такую же площадь и равный финансовый потенциал, сегодня собирает в два раза больше денег от налога на землю. Там кадастровая стоимость земли в два раза выше, чем в Томске.

Серп или молот

В абсолютных цифрах кадастровая стоимость земли в разных районах Томска у разных предприятий может отличаться сегодня в разы. Соответственно, будет разниться и величина налога.

В жизни это выглядело так. Владелец девяти соток земли по Иркутскому тракту, на которых построен очень приличный трехэтажный офис, ежегодно платил в бюджет примерно три тысячи рублей налога на землю. Это чуть больше, чем налог, который мы ежегодно платим за квартиру. А в поселке Тимирязево, который давно облюбовали видные предприниматели и высокопоставленные чиновники, налог на землю с участка составлял менее ста рублей в год.

С бизнесом земельный вопрос сложнее. Как говорит первый вице-мэр Евгений Паршуто, есть разные виды кадастрового использования земли. Для разных видов деятельности налог разный.

— У нас была история с НИИПП, — рассказывает Паршуто. – Предприятие занимается производством высокотехнологической продукции, но в кадастровой оценке было указано, что земля используется под торгово-офисные нужды. Понятно, что это ошибка, и исправлять ее будет землепользователь с нашей помощью. И таких примеров – десятки.

Рынок – вещь в себе

Первый заместитель мэра говорит: если землепользователь не согласен с кадастровой оценкой и считает, что у него есть законные основания платить меньше, многое в его руках. Новая кадастровая оценка вступила в силу с 1 января. В апреле власти вынуждены были ввести мораторий. Все это время шли активные консультации между администрацией города и землепользователями, представляющими группы предпринимателей или целые отрасли. Как на днях заявил губернатор Виктор Кресс, «притирка произошла»:

— Требование такое – разбираться в каждом случае конкретно. Сказать так, что кадастровая стоимость повышается везде, нельзя. Мы за то, чтобы было найдено правильное решение: чтобы бюджет и предприниматели не страдали. И такое решение в большинстве случаев находится. Если видно, что решение неправомерное, не на митинг надо идти, а в городскую администрацию, — добавил губернатор В. Кресс.

В мэрии предлагают разные инструменты решения проблемы по объективности кадастровой оценки. В пример первый заместитель мэра приводит рынки. Не вся их площадь используется непосредственно под торговлю. Например, большая часть автомобильного рынка — просто стоянка для автомобилей. Площадка, на которой идет предпродажная подготовка и оформляются документы, занимает не так много места.

Схожая ситуация и на продовольственных рынках. В пример Евгений Паршуто приводит Губернаторский рынок на пр. Фрунзе, принадлежащий Областному сельскохозяйственному торговому дому (ОСТД). Помимо торговых площадей здесь большие территории заняты подъездными путями, складами, проездами и т.д. Сегодня кадастровая оценка земли, занятой рынком, составляет, по словам Паршуто, под миллиард рублей — если все пять гектаров рынка будут и дальше числиться как рынок, ОСТД должен будет ежегодно отдавать примерно 15 млн рублей земельного налога.

Бизнес cпустился с небес на землю

Но кадастровую оценку можно уменьшить. Для этого нужно провести межевание земли, на которых находятся рынки. И сделать это должен сам землепользователь: хочешь уменьшить налог – будешь межевать.

Мораторий на вступление в силу новой кадастровой оценки не может длиться долго и, скорее всего, будет отменен губернатором уже в июне. Это означает, что у владельцев рынков и малых предприятий, которые по разным причинам до сих пор полагали, что размер земельного налога можно уменьшить какими угодно способами, кроме официальных, осталось не так много времени. Кстати, по налогу на землю никаких общих преференций в сторону малого бизнеса быть не может. Просто потому, что в перечне разрешенных видов использования земли, где есть 16 видов, малого бизнеса нет.

С другой стороны, можно дать льготу всем, кто подпадает под категорию малых, но это может иметь для города очень неприятные последствия.

— Если ввести льготу для всего малого бизнеса, завтра в департаменте недвижимости выстроится очередь из представителей немалого бизнеса, которые хотят оказаться малым, — уверен Евгений Паршуто. – Тем более если цена вопроса – миллион рублей. Это был бы очень серьезный источник для коррупции.

Сколько вешать в граммах?

Скорее всего, с малым бизнесом мэрия разногласия скоро урегулирует. Это просто вопрос времени. Что же касается рынков, по которым, как сказал Евгений Паршуто, решение будет приниматься отдельно, — здесь очень многое зависит от самих предпринимателей.

Первый заместитель мэра полагает, что данные об обороте и выручке, которые администрация города получает от владельцев рынков, занижены, как минимум, в два раза. И поэтому сегодня в мэрии не могут сказать, насколько критичны для рынков новые кадастровые оценки (в целом за такими критериями как количество рабочих мест, их стоимость и стоимость аренды, власти следят). Словом, в мэрии говорят: чтобы рассчитывать на поддержку и помощь властей, владельцы рынков, за которыми стоят не только тысячи наемных продавцов, но и десятки тысяч потребителей, должны понять простую вещь: сегодня прятать выручку и потрошить финансовую отчетность до уровня прожиточного минимума дороже, чем этого не делать.

Николай АНДРЕЕВ

 

В прошедшую пятницу, 29 мая, предприниматели с Центрального рынка провели пикет напротив мэрии. Люди боятся, что из-за увеличившегося земельного налога для них увеличится размер арендной платы за место.

А в понедельник на аппаратном совещании о кадастровом вопросе, особенно в части участков, на которых расположены томские рынки, говорила первый заместитель губернатора Оксана Козловская. Руководители рынков, сказала замгубернатора, обязаны создать прозрачную схему своих доходов и не перекладывать увеличение стоимости земельных участков на арендаторов торговых мест.

— Для решения проблем не на митинг надо идти, а в городскую администрацию, — сказал губернатор Виктор Кресс. — Мы за то, чтобы было найдено правильное решение: чтобы бюджет и предприниматели не страдали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + четырнадцать =