Рулить по кайфу

Пассажиров возят пьяницы и наркоманы?

Водителя такси, подозреваемого в употреблении наркотиков, задержали сотрудники ГИБДД ночью 26 мая на Иркутском тракте. ВАЗ-2105 с шашечками привлек внимание госавтоинспекторов манерой движения – машина виляла по дороге, будто водитель был пьян. От медицинского освидетельствования 34-летний мужчина отказался. Но на его руке сотрудники ДПС нашли следы от недавней инъекции.

– По нашим сведениям, в 2009 году в области выявлено около 20 таксистов, подозреваемых в употреблении алкоголя или наркотиков, – говорит «ТН» замначальника Госнаркоконтроля России по Томской области Владислав Сухушин.

Проблема актуальна не только для частных извозчиков, но и для коммерческого и муниципального транспорта. В феврале в Томске был задержан пьяный водитель троллейбуса, весной подобный случай произошел с водителем маршрутки (он, правда, ехал по своим делам в пустом автобусе)…

Пугающие цифры, которые приводит Госнаркоконтроль, статистика других ведомств подтверждает лишь отчасти. Но при этом фактически все структуры признают: проблема проверки состояния водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, есть.

Разные факты

Ловили ли в Томске водителей пассажирского транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения? Да. Это подтверждают представители и власти, и бизнеса. Но с оговоркой: доказанные факты единичны. При этом ситуацию все равно нельзя назвать однозначной:

– В позапрошлом году в наркологическом диспансере введен новый стандарт осмотра водителей, и буквально за 3 месяца было выявлено 100 человек с наркотическими веществами в биосредах, – замечает Владислав Сухушин. – Очевидно, что они могли оказаться за рулем такси, маршрутки или троллейбуса.

Однако, по мнению председателя совета представителей некоммерческого партнерства «Транспортное управление» Александра Остроушко, это слишком маловероятно. По закону каждый перевозчик – и муниципальный, и частный – ежедневно обязан проводить предрейсовый медицинский осмотр. Перед тем как посадить первых пассажиров, водитель приезжает на конечную остановку, где предъявляет диспетчеру путевку с отметками медика и механика, датированную сегодняшним числом. Если такой путевки нет, до рейса водителя не допускают.

Проходим, закатываем рукав…

…С таких слов начинается рабочий день каждого томского маршрутника. В ТОО «Благоустроитель», что на Иркутском тракте, каждое утро проходят медицинский и технический осмотр от 20 до 30 водителей коммерческих автобусов. «Благоустроитель» – одно из 11 предприятий, которые оказывают такие услуги частным перевозчикам. Работа здесь начинается в 5 утра.

– Чтобы на линию вышел пьяный водитель или водитель под кайфом? Это невозможно! – уверяют сотрудники предприятия. – Мы работаем не первый день, и все ребята, которые у нас проверяются, относятся к этому очень серьезно. Даже если кто-то себя плохо чувствует, например простыл, он звонит, предупреждает и просто не приезжает.

Тонометр, градусник, алкотестер и полоски для определения содержания в организме наркотических веществ. Этого достаточно, чтобы понять, здоров ли человек и в каком он состоянии. Однако случаи, когда нетрезвого водителя приходилось отправлять домой прямо с медосмотра, припоминают и в «Благоустроителе». Последний, правда, был года три назад.

– Чтобы определить, в адекватном ли человек состоянии, первым делом смотрим на походку. Если что-то вызывает подозрение, используем алкотестер, – поясняет медработник ТОО «Благоустроитель». – А вот полосками на наркотики, слава богу, не приходилось пользоваться ни разу.

Но и эта система может давать сбой. По сведениям областной ГИБДД, в 2008 году был задержан нетрезвый водитель, который перевозил пассажиров, однако медицинский контроль не проходил. В путевке стояли поддельные штамп и подпись.

– И на старуху бывает проруха, – замечает председатель комитета по транспорту мэрии Николай Клокотин. – Но у индивидуальных перевозчиков все-таки возможен некачественный медицинский контроль – они пользуются услугами частных предприятий, у которых во время проверок мы иногда выявляем нарушения. С нашей точки зрения, наиболее качественно осмотр организован в ТТУ.

Шашечки наголо

– А вот о том, как с обследованием обстоят дела у таксистов, судить не берусь, – говорит Николай Клокотин. – Несколько лет назад государство отказалось от лицензирования данного вида деятельности, и сегодня мы пришли к тому, что рынок перевозок легковыми такси для всех контролирующих структур закрыт. Проверяет таксистов только ГИБДД, и то только на предмет соблюдения правил дорожного движения.

Отменяя лицензирование легковых такси, правительство аргументировало: чтобы не было препон для развития в стране предпринимательства. Да. Но есть и другая сторона. Недавно в Управлении государственного автодорожного надзора по Томской области (УГАДН) посчитали: из 367 перевозчиков в области без проведения предрейсового медицинского и технического осмотра работают 217. При этом в расчет не брались фирмы, которые оказывают так называемые диспетчерские услуги. Это те такси, которые не имеют собственного парка машин, а нанимают водителей с личными авто.

И еще больше опасений у контролеров вызывают индивидуальные извозчики – так называемые бомбилы.

– Видите, какое сейчас финансовое положение в стране? Все кинулись перевозить пассажиров. Останавливаем, он снимает «гребень» – и простая машина. И привлечь как перевозчика мы его не можем, – говорит «ТН» замначальника межрайонного отдела регистрации и технического осмотра транспортных средств Томска Игорь Басалаев.

Возишь? Уведоми!

– С 1 мая в силу вступил Федеральный закон «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля». Он вводит уведомительную систему, которая, по сути, является аналогом положения о лицензировании (за тем исключением, что субъекту не будет выдаваться лицензионная карточка), – рассказывает замначальника УГАДН по Томской области Иван Бубеннов. – Это означает, что предприниматель должен подать сведения обо всех транспортных средствах, которые стоят у него на балансе, и обо всех работающих у него водителях. Проверять таксопарки на соблюдение российского законодательства будет наше ведомство. Уведомительная система подразумевает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях – нарушителям будут грозить штрафные санкции вплоть до приостановки деятельности.

Вступит в действие уведомительная система либо с 1 июля 2009 либо с 1 января 2010 года. Решение об этом в ближайшее время примет Государственная дума РФ. Кстати, коснутся изменения в законодательстве и предприятий, оказывающих диспетчерские услуги. (За скобками закона по-прежнему остаются лишь индивидуальные извозчики.)

Межведомственный характер

Многие перевозчики опасаются: ввод новых правил может привести к уходу некоторых предприятий с рынка и повышению тарифов за счет увеличения расходов на соблюдение всех норм законодательства. Однако признают: в первую очередь человека интересует качество обслуживания и безопасность. А разбрасываться клиентами во время кризиса крайне невыгодно.

– Проблема организации контроля за проведением медицинского осмотра водителей носит межведомственный характер, – считает Владислав Сухушин. – У нас нет полномочий останавливать транспортные средства прямо на дороге и проверять водителей на состояние алкогольного или наркотического опьянения. Вмешаться мы можем, только если уже что-то произошло. На мой взгляд, здесь должна быть совместная работа и Госнаркоконтроля, и ГИБДД, и УВД, и УГАДН, и местной власти. Сейчас, надо признать, она идет более активно.

 

По данным УГАДН, в Томской области 4 356 легковых такси, из них 3 052 отечественного производства, 1 304 – иномарки. В области 367 перевозчиков, из них лишь 4 частных предприятия, остальные – индивидуальные предприниматели. 217 перевозчиков осуществляют свою деятельность без проведения предрейсового медицинского осмотра водителей и техосмотра транспортных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + четырнадцать =