71 предприятие области признано банкротом с начала года
Статистика роста
– В 2009 году количество заявлений кредиторов увеличилось в три раза по сравнению с первым полугодием 2008 года, – подвел для «ТН» итоги первого полугодия судья банкротского состава Арбитражного суда Томской области Олег Иванов. – И если за весь 2008 год по решению арбитражного суда 54 предприятия были признаны банкротами, то по состоянию на июль 2009-го таких предприятий уже 71. Учитывая экономическую ситуацию, ожидать чего-то другого было бы странно – в определенной степени мы были готовы к таким результатам. Кстати, арбитражные суды в европейской части страны восприняли эту тенденцию гораздо раньше – у них уже в мае было трехкратное превышение количества дел, мы только сейчас подходим к этим рубежам.
Расширяются и сферы, в которых работают должники.
– Появились дела по строительным предприятиям – в 2008-м их не было, – говорит Олег Иванов. – Кроме того, в этом году с процедурой банкротства столкнулось гораздо больше сельхозпроизводителей и индивидуальных предпринимателей.
Избежать разорения
Трехкратный рост числа заявлений, поясняют в арбитражном суде, не такая пугающая цифра. Не каждое предприятие, в отношении которого поступило заявление, становится банкротом — часть заявлений признаются судом обоснованными, часть отсеивается, а ряд предприятий стараются погасить задолженность еще до введения процедуры наблюдения.
– Сейчас ситуация складывается таким образом: кредиторы обращаются с заявлениями ко всем возможным должникам, чтобы заблаговременно заявить о себе (не опоздать заявить требования для включения в реестр, если должник подойдет к процедуре банкротства) или же психологически воздействовать на должника. Ведь если последний желает и дальше работать, он примет меры, чтобы не была введена даже самая первая стадия — процедура наблюдения, – поясняет Олег Иванов.
По подсчетам специалистов, примерно 10% должников гасят задолженности на стадии подачи кредитором заявления в суд (тогда процедура банкротства прекращается, не успев начаться). То есть должники не хотят попасть под ограничения условий хозяйственной деятельности. Например, с момента введения процедуры наблюдения информация о предприятии-должнике становится общедоступной: на сайте арбитражного суда и в газете «Коммерсант». С каждой последующей стадией ограничения становятся все более жесткими.
– А чем жестче процедура банкротства, чем больше кредиторов уже включилось в реестр, тем маловероятней возможность выхода из банкротства, хотя полностью ее исключить тоже нельзя. Словом, для предприятия дешевле не допустить процедуру банкротства, чем в дальнейшем оплачивать работу арбитражного управляющего, если будет введено наблюдение или иная процедура, – говорит судья.
Страдания кредиторов
– Все кредиторы, как правило, до последнего момента пытаются договориться, не доводя дело до банкротства должника. Государство также не заинтересовано в банкротстве организаций — это только затянет момент поступления денег в бюджет, да и суммы, как показывает практика, поступают незначительные. Банкротство – завершающая стадия, когда уже нет других способов взыскания задолженности перед государством, – поясняет начальник отдела урегулирования задолженности обеспечения процедур банкротства УФНС России по Томской области Евгения Хараин.
И позиция кредиторов понятна. Во-первых, несмотря на то что из процедуры банкротства можно выйти на любом из этапов, статистика показывает: большинство предприятий все-таки становятся банкротами навсегда. Во-вторых, с большинства банкротов взятки гладки…
– По моим наблюдениям, из предприятий, которые оказались на первой стадии (наблюдение), только 1-2% выходят из процедуры банкротства, – рассказывает Олег Иванов. – А как только введено конкурсное производство, происходит распродажа имущества должника, погашение требований кредиторов – здесь уже совсем единичные, можно сказать, чудесные случаи, когда имущества оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все требования.
В марте этого года ООО «Томскподводтрубопроводстрой» был признан банкротом, процедура банкротства началась еще в октябре. Кредиторы предприятия предъявили сумму более 130 млн рублей. В свою очередь, предприятие пытается взыскать более 50 млн долгов с тех компаний, которые не рассчитались с УК «ТПТПС».
– Шансов на восстановление платежеспособности абсолютно никаких – предприятие прекратило финансовую деятельность, сотрудники уволены. Хорошо, если из 130 млн долгов удастся погасить хотя бы половину задолженности, – сказал «ТН» арбитражный управляющий Сергей Едыгенов.
Как пишет «Российская газета» со ссылкой на главного арбитражного судью страны, сейчас в России в результате процедур банкротства кредиторы получают всего до 10% от своих средств, в других странах возврат составляет не менее 50%.
– Да, наверное, 10–15%, это и понятно, – говорит Олег Иванов. – Ведь когда предприятие ведет хозяйственную деятельность, кредиторы стараются не сразу его «выжимать», а договориться. Банкротство – крайний способ, когда иные средства исчерпаны и когда становится ясно, что имущества должника на всех кредиторов не хватит.
Список предприятий-банкротов смотри на сайте «ТН» tnews.tomsk.ru
Чудесные случаи
С 2002 года из 30 тыс. дел о банкротстве в стадию финансового оздоровления перешло только 20 предприятий. Из томских в этом списке громко прозвучал электротехнический завод, где арбитражный управляющий рассчитался с долгами, восстановив платежеспособность предприятия.
– А есть предприятия, которые несколько раз находились в процедуре банкротства, – вспоминает Олег Иванов. – Например, в отношении Северского ПАТП 4 или 5 раз подавали заявление. И в июне этого года оно все-таки признано банкротом, сейчас в отношении него введена процедура конкурсного производства.
А где же дольщики?
Как правило, банкротство строительных компаний инициируется юридическими лицами. Ведь по договору застройщик должен дольщику не деньги, а построенную квартиру. Банкротство же можно инициировать только в том случае, если речь идет о деньгах. Но…
– Пока не могу назвать предприятие, но в моей практике появился дольщик, который инициировал процедуру банкротства компании. Сначала выиграл в суде общей юрисдикции дело о непостроенной квартире (рассмотрение длилось 9 месяцев), теперь пришел в арбитражный суд, — рассказывает Олег Иванов. – Может, по этой причине мы пока не видим дольщиков — они еще где-то судятся? Эта история пока не завершилась, она в самом интересном моменте — заявление находится в стадии рассмотрения, и у сторон есть возможность урегулировать спор, не доводя его до процедуры банкротства.
Наша справка
За последние полгода в законе о банкротстве появилось с десяток изменений, кардинально меняющих положение арбитражных управляющих, кредиторов и должников. К примеру, с июля изменилось вознаграждение арбитражных управляющих, выплачиваемое им организациями, находящимися в стадии банкротства. Если раньше на стадии процедуры наблюдения работа управляющего оценивалась в 10 тыс. рублей в месяц, то сейчас — уже от 30 тыс. плюс проценты в зависимости от балансов имущества и размера удовлетворенных требований кредиторов. Таким образом государство стимулирует более качественную работу арбитражных управляющих.
Сегодня закон позволяет банкам уже на стадии выдачи кредита получить в залог конкретное имущество заемщика. В случае банкротства за счет именно этого имущества будет обеспечиваться погашение задолженности: 70% от вырученных средств пойдет залоговому кредитору.
Ускорилась и процедура банкротства. Если раньше заявитель мог прийти в суд только по истечении 30 дней с момента обращения к судебным приставам, то сейчас кредитор, только получив копию судебного акта, вправе заявить о признании должника банкротом.
Строительная компания ООО «Микрорайон Сосновка» уже четыре месяца находится в процедуре наблюдения. Первые заявления о взыскании долгов начали поступать еще в январе 2009-го, и сегодня в списке кредиторов-заявителей уже два с половиной десятка юридических лиц. Суммы требований выражаются в сотнях тысяч рублей. Несмотря на крупные долги «Сосновки», прогнозов относительно этого разбирательства в арбитражном суде пока не делают. Возможно, по истечении 7-месячной процедуры наблюдения предприятие сможет выжить, если, к примеру, найдутся средства рассчитаться по долгам. Возможно и то, что предприятие будет признано банкротом и оставит после себя неоплаченными множество долгов.
1. Заявление в арбитражный суд (после того, как удовлетворён иск о взыскании денежной суммы с должника) |
1. Может быть отказано судом в случае погашения долга, либо если не истёк 3-х месячный срок |
2. В случае признания судом, на предприятии вводится процедура наблюдения, назначается временный управляющий |
2. Процедура наблюдения (процедура наблюдения не вводится, когда ликвидируемый должник подает заявление о признании банкротом) |
Длится около 7 месяцев |
Временный управляющий, проводит финансовый анализ предприятия и выясняет его платежеспособность. |
а). По окончании процедуры наблюдения кредиторы проводят собрание и обращаются в суд. Суд принимают решение о признании предприятия банкротом. Начинается конкурсное производство. б). При наличии возможности восстановить платежеспособность предприятия, назначается процедура внешнее управление или финансовое оздоровление. |
3. Конкурсное производство (предприятие признано банкротом) вводится на 6 месяцев и может быть продлено. В этот период реализуется имущество предприятия, вырученные средства пропорционально распределяются между кредиторами. Предприятие признается банкротом, и исключается из списка ЕГРЮЛ. |
3. Финансовое оздоровление позволяет рассчитаться с долгами, и предприятие выходит из процедуры банкротства и продолжает хозяйственную деятельность. Решение о проведении процедуры оздоровления принимают кредиторы и обращаются в арбитражный суд при возможности восстановления платежеспособности должника. |
Список предприятий (граждан-предпринимателей) томской области, признанных банкротами в период с января по июль 2009 года (71):
Ликвидационная комиссия МП ПО ЖКХ г. Кедрового, ООО «Тургайский ЛПХ», ООО «Эль», ООО «СП СЕЛЕНА», Государственное предприятие «Томский областной медицинский информационно-вычислительный центр», ООО «ТД «Актис», ООО «Тонус-1Р», ООО «Парабельский рыбозавод», ООО «Томский», ООО «Марс», ООО «УК «Томскподводтрубопроводстрой», ООО «Экомилк», ООО «ЮКА», ООО «Беловодовское», ООО «Пивторг», ООО «Нижний склад», ООО «Лесозаготовка», ООО «Транспортная компания «Малка», ЗАО «Томскнефтегазстрой», ОАО «Северский пищекомбинат», ООО «Нефтебаза», ООО «СабСибирьСистемГруп», ООО УК «ГазТехСервис», ОАО «Томскгазификация», ООО «Томскизоляция», ООО «ЧУЛЫМЛЕСЭКСПОРТ», ООО «Скит-Строй», ООО «Блокгрупп», Черепанов Н. П. (инд. предприниматель) , Черепанова Л. В. (инд. предприниматель), Черепанов А. Н., ООО «Шегарские теплосети», ООО «Техресурс», ООО «Формат Плюс», ООО «Фортуна», ООО » ЖКХ «Межениновское «, ООО «Партнер», ООО «Олба», Ассоциация внедрения гибких систем семеноводства и товарного производства, ООО «Первомайская МПМК», ООО «Управление механизации», ООО «Автотранспортное предприятие», ООО «Партнер», ООО «Востоктрансснаб», ООО «Энергия», ООО «Асиновские коммунальные системы», ООО «Центральная Сервисная Компания», ООО «Сибирская мука», Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие (МУПАТП), Томское областное отделение общероссийской общественной организации инвалидов Чернобыля, Ликвидационная комиссия ООО «Гранит», ООО «Эсполес», ООО «Каркас», ООО «Стэкер», ООО «ТрансАвто», ООО «Крона», ООО «Свет и тепло вашему дому», ООО «Миленниум +», ООО «Биг Бэг», МУП «Комхоз», ООО «Лесоперерабатывающее предприятие «Асиновское», ООО «Октябрьское», ООО «ГорАвтоТранс», ООО «РТП Лоскутовское», ООО «Сибгаз», ООО «Аква-Сервис», ООО «Водоканал-Сервис», ООО «Лидер», ООО «Торговый Дом «ЛесТорг», ООО «Кирпич».