Школа

«Сына (закончил начальную школу) перевели в другое учебное заведение, где ему категорически не нравится учитель. На наш взгляд, его претензии к педагогу безосновательны, скорее, это просто эмоции. Как решить эту проблему?

Семья Архиповых»

 

– Вашему сыну не позавидуешь, и сейчас ему особенно нужна ваша поддержка, хотя сам ребенок может этому и противиться. Провоцируйте сына на диалог, почаще говорите о школе – возможно, постепенно всплывет причина его недовольства.

Вообще, школьникам 6-12 лет еще очень важны эмоционально-личностные связи с окружающими его взрослыми людьми. Если отношения с учителем не складываются, ребенок в школе ощущает себя неуютно. Его переживания могут включать целый спектр чувств: страх, гнев, агрессию, апатию. Впечатлительный и ранимый может, например, бояться учителя. Этот страх иногда возникает в результате единичного эпизода, когда учитель за что-то отругал ученика или просто повысил голос. И тогда ребенок может замкнуться в себе, отказываться отвечать на уроках. Школьник, которому в семье потакают, может невзлюбить учителя и нарушать дисциплину просто потому, что не умеет подчиняться правилам. Тот, кто привык быть в центре внимания, может обижаться на то, что его не каждый раз спрашивают, когда он тянет руку. В результате эта «нелюбовь» нередко становится взаимной: педагог бессознательно испытывает к ученику неприязнь. А тот своим поведением только усугубляет ситуацию.

Хотите помочь ребенку – избегайте крайностей: не стоит тут же бежать выяснять отношения с педагогом, директором школы или предлагать ребенку перетерпеть или уйти из школы. Выслушайте и обязательно выразите сочувствие. Ребенок имеет право испытывать негативные эмоции по отношению к учителю, и вам «очень жаль, что так получилось». Но объясните ему, что педагог — это такой же человек, как все остальные: он может выйти из себя и даже бывает несправедлив. Никогда не обсуждайте учителя при детях: если ребенок почувствует, услышит даже малейшую неприязнь в ваших словах, он примет вашу точку зрения, а это приведет к тому, что учиться ему будет еще труднее. Говорите с ним о жизни в классе, о происшествиях и событиях, спросите, как на них реагировал учитель. Понаблюдайте сами за его общением с детьми на переменах. Примите участие в подготовке классного мероприятия: совместная деятельность помогает сблизиться, найти положительные стороны друг в друге.

Но не исключайте, что учитель действительно может переступать границы дозволенного и унижать ребенка. Рекомендую пообщаться с родителями других детей, сравнить ваши ощущения, и если они совпадают – поговорить с директором школы. Возможно, придется перевести ребенка в другой класс или в другую школу. Хотя, как показывает практика, ребенку нужно помочь познакомиться с новым окружением и рассмотреть в педагоге другого, может, нетипичного пока для себя взрослого человека.

Алексей ГАЙФУЛИН, психолог, директор МОУ ДОД ДДТ «Созвездие»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 6 =