«Ищут пожарные, ищет милиция…»

Почему поиск шишкарей закончился конфликтом потерявшихся и спасателей?

 Спасение шишкарей, которые заблудились в конце сентября в Шегарском районе, напоминало остросюжетный сериал: двух человек искали десятки спасателей, милиционеров и добровольцев, дважды поднимался вертолет, а болото прочесывали два вездехода. Через неделю поиски прекратили. А еще через несколько дней «без вести пропавшие» самостоятельно выбрались из леса.

Казалось бы – хеппи-энд, но неожиданно последовало конфликтное продолжение.

Родственники заблудившихся выдвигают массу претензий и к качеству спасработ, и к поведению чиновников. В свою очередь, спасатели обвиняют заблудившихся в безалаберности и ставят вопросы об обязательном страховании жизни на подобные случаи.

«Гуля, мы заблудились»

19 сентября около 16.00 Егор Евсюков позвонил жене:

– Гуля, мы заблудились.

Два дня назад он и его друг Александр Липин вышли со стана, где били шишки, по направлению к деревне Бабарыкино. Вообще-то группу должен был забрать вездеход, но, по информации с «большой земли», техника сломалась. Ждать не хотелось: в тайге мужчины пробыли две недели.

– По той дороге Егор уже ходил, поэтому и рискнул выбираться сам, – рассказывает его жена Гульнара. – В одном месте им пришлось обходить топь. Свернули не туда раз, второй – и заблудились.

В первый вечер родственники не волновались: опыта хватает (Егору 30 лет, Саше – 29), поплутают да выйдут. Утром 20-го Егор снова вышел на связь:

– Дорогу не нашли…

У спасателей другая версия того, как начинался этот «сериал»: как максимум, мужчины вообще не терялись, как минимум, вели себя безалаберно:

– Откуда они взяли информацию, что вездеход сломался? Сотовой связи на стане не было – это сто процентов, а в назначенный срок вездеход прибыл за двумя оставшимися мужчинами и спокойно увез их в деревню. Далее – зачем шишкари сошли с накатанной вездеходом дороги от стана до деревни? Почему оставили теплые вещи и запас продуктов на стане? Почему не сидели на месте, как рекомендовано в таких случаях?

Утро вечера мудренее

…20 сентября, сразу после звонка мужа, Гульнара позвонила в МЧС, где ей обещали предпринять меры к поиску. Потом подала заявление в Советский РОВД. Почти одновременно с этим Егору удалось дозвониться до Бакчара:

– Часов в 11 поймали сигнал сети и дозвонились 010, – вспоминает он. – Попали на пожарную часть, сказали, что заблудились. В ответ: «Перезвоните через 10 минут». Перезванивали раз пять, и ничего конкретного не услышали. Только телефон разрядился…

Утром 21 сентября Гульнара вновь начала звонить по инстанциям и сделала вывод, что «никто не шевелится». Оказалось, что у спасателей нет вездехода: «Сделали заявку, ждем. Идет из Томска». Еще один вездеход друзья Егора (они принимали активное участие в поисках) сами арендовали у местных. 22 сентября группа спасателей выехала в предположительный район поисков.

– Как я могу сразу по поступлении сигнала отправлять группу на поиски? Куда? – объясняет заместитель начальника Томской областной поисково-спасательной службы Евгений Кабаков. – Шегарский район большой, полдня занял только сбор информации о потерявшихся. Вечером группа была готова к выезду, но неужели гнать людей в тайгу в ночь? Мало того, что неэффективно – опасно для их жизни! 21-го мы выехали на место, оценили обстановку – без вездеходов поиск невозможен. ПСС такой спецтехникой не обладает, а чтобы найти ее у частных лиц, нужно время – это ведь не легковая машина…

Нет дыма без огня

Вечером того же дня Гульнаре позвонили друзья: «Вездеход застрял в болоте, нужно поднимать вертолет, а шегарские эмчээсники требуют деньги – 62 тыс. рублей за час полета».

– Я сразу пожаловалась в приемную губернатора. Там заверили, что никому я платить не должна, утром нужно связаться с председателем областной КЧС Дмитрием Донским, – рассказывает женщина. – 23-го в 09.00 звоню – его нет на месте, секретарь отправляет к консультанту, а тот: «Зачем ваши мужики вообще туда подались?» и затем: «А вы знаете, сколько стоит вертолет?» Я взвинтилась: разве мы, граждане России, которые платят налоги, не имеем права на безвозмездную помощь?

…Около полудня вертолет уже летел над шегарским болотом. Сверху спасатели заметили следы, на следующий день исследовали окрестности в том районе – и снова ничего не нашли.

– Вертолет летал очень низко над землей, часто зависал, видимость очень обширная, – рассказывает начальник управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Томской области Юрий Гладун. – Между тем разожги они костер, его было бы заметно издалека. Почему не сделали все возможное, чтобы привлечь внимание?

У каждого из спасателей, кто принимал участие в поисках, ответ напрашивается один: «Скрывались». Есть и чье-то свидетельство, что за два дня до того, как шишкарей должны были забрать со стана, по их душу в Бабарыкино приезжал белый BMW с «братками». Мол, поэтому у последних были причины оставаться незамеченными столько дней…

– Мы видели вертолет и 23 сентября, и 25-го, – не согласен Егор Евсюков. – Но кого спасатели могли разглядеть, если летели на скорости 140 км в час? Мы старались привлечь внимание: услышав шум винтов в первый раз, я начал поджигать сырую траву, чтобы дыму больше было. Но когда огонь разгорелся, вертолет уже улетел. А на месте мы не могли сидеть: слишком холодно, надо было двигаться. И кругом росло очень мало сушняка для костра: на несколько ночей в одном месте не хватило бы.

За поиск ответишь?

– Родственников можно понять – они находились в стрессовой ситуации, естественно, им казалось, что все делается медленно и неправильно или вообще не делается, – резюмирует Гладун. – На самом деле в первые дни поиск организовывал глава Шегарского района Олег Майков, привлекая местных жителей, лесников, сотрудников милиции. Когда понял, что своими силами не справляется, обратился за поддержкой в обладминистрацию. По его запросу и с разрешения замгубернатора Игоря Шатурного для поисков был предоставлен вертолет и вызван отряд ПСС.

Словом, в этой истории у каждой стороны больше вопросов, чем ответов, и у каждого – своя правда. Говоря о причинах возникновения такой ситуации, в МЧС сходятся во мнении: «Безалаберность».

– Я считаю, назрела необходимость вводить ответственность за подобное поведение, – говорит Юрий Гладун. – Мы готовы прийти на помощь любому, если он попал в беду, но если нарушено столько элементарных правил… Человек должен отвечать за свои поступки.

Цена «безалаберности» – 2 млн рублей: именно столько составили затраты на поиски.

– Как минимум, нужно вводить обязательное страхование жизни и здоровья, чтобы, скажем, при выдаче билета на промысел кедровой шишки или лицензии на охоту претендент предъявлял полис, – подытоживает Гладун. – Тогда все расходы в случае потери человека несла бы страховая компания, а не область. Причем страховщики по всей строгости спросили бы с виноватого, если его вина была бы очевидна.

Егор Евсюков, шишкарь:

– Уходя со стана, мы взяли с собой немного еды, и первые четыре дня у нас было сало и сухари. Потом пили только чай из болотной воды, заваривая листья малины. А ягод-грибов на болоте быть не могло, лишь один раз удалось найти клюкву… Ночи были холодные, поэтому спали так: разводили костер, потом разгребали угли и ложились на прогретую землю спинами друг к другу. С утра вставали и шли, шли…

 

Хочу быть спасенной!

Елена Тайлашева, корреспондент «ТН»:

– В этой истории остается много непонятного и неподтвержденного в словах обеих сторон. Не могу на 100% исключить белый БМВ. Как не исключаю и то, что Евсюкова на самом деле из Бакчара футболили по телефону. Возможно, Гульнаре Евсюковой и правда хамили чиновники. Допускаю и то, что в состоянии стресса она могла многое преувеличить.

В общем, много допусков. Но, на мой взгляд, одно бесспорно: когда начинаются финансовые претензии, мол, вы обошлись бюджету во столько-то миллионов, как вам не стыдно! – хочется не задумываясь встать на сторону обвиняемых. Я сама отношусь к «группе риска» – постоянно хожу в горы, и один раз даже заблудилась в лесу на подходе к лагерю. Да, была виновата – нельзя ходить в одиночку, надо запоминать ориентиры, иметь запасы еды-воды-спичек. Но в случае, когда попадаешь в подобную ситуацию, все-таки хочется быть уверенным: для твоего спасения будут приложены все силы и никто не припомнит тебе пресловутые «деньги налогоплательщиков».

Написать автору можно по e-mail:

elena_ta@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + два =