Папочка томского бизнеса: Легендарный Донат Штерн

«Эта угроза окончательно запугала хозяина. После короля и господина кардинала имя г-на де Тревиля, пожалуй, чаще всего упоминалось не только военными, но и горожанами. Был еще, правда, «отец Жозеф»… Но его имя произносилось не иначе, как шепотом: так велик был страх перед «серым преподобием», другом кардинала Ришелье.

А. Дюма «Три мушкетера»

 

Этот человек был (и сегодня остается) почти не известен широкой публике, но его имя отлично знает все томское бизнес-сообщество и многие представители власти. В этих кругах Доната Штерна в свое время называли Папочкой. И это яркая двойная характеристика – и самой уже бизнес-легенды Томска, и времени, породившего к жизни его феномен, выразителем которого он стал.

Интерес пусть и задним числом рассказать о Папочке у «ТН» возник в связи с судебным процессом экс-мэра Александра Макарова: по ходу судебных заседаний часто возникает фамилия Штерна. То сам Александр Сергеевич Доната Марленовича упомянет, то свидетели по различным эпизодам, особенно связанным с объектами недвижимости.

Так каков же человек, про которого на вопрос гособвинителя «А когда появился Штерн?» один из свидетелей ответил: «Штерн был всегда!»?

«Инновации Штерна»

Как доцент ТИСИ свернул с научной тропы на тропу коммерции, толком никто из собеседников «ТН» рассказать не смог. Однако каждый из них уверен: тряпками по принципу купи-продай (типичным видом деятельности 1990-х) Штерн точно не занимался.

– Может, инновациями? – с некоторой иронией предполагают собеседники «ТН» (все пожелали остаться анонимами) и тут же добавляют: – В любом случае, то, что делал Донат, можно смело назвать инновациями.

Сегодня предприниматели называют бизнес 1990-х потугами коммерции: в законодательстве больше дыр, чем ясности, отношения власти и начинающих бизнесменов вообще никакие, а потребность как минимум диалога (еще лучше – прочных связей в кругах чиновников) быстро нарастала. В том числе по мере роста заинтересованности бизнеса в различного рода собственности.

Словом, «инновации Штерна», по сути, заключались в организации продуктивного диалога власти и бизнеса – с выгодой для всех участников.

О том, как именно Донат Марленович стал ответом на запрос времени – влиятельным переговорщиком, мостиком между властью и бизнесом, ходят разные легенды.

Одни говорят, что в кабинеты власти Штерна привел случай. Мол, было некое нечаянное знакомство с Владимиром Жидких, который опять же по воле случая как-то представил Доната Марленовича не то Макарову, не то еще кому-то из обитателей властных кабинетов. Другие уверяют, что нужными контактами в мэрии Штерн обзавелся, еще будучи доцентом ТИСИ. Третьи…

Но при этом все собеседники «ТН» солидарны: случай случаем, а создал и закрепил авторитет в кругу чиновников и бизнесменов Штерн сам.

Во-первых, говорят предприниматели, Штерн обладает стратегическим бизнес-мышлением и невероятным чутьем на предстоящие процессы, и ему не составило труда спрогнозировать хаотичную «программу приватизации» муниципального имущества, которая вскоре накрыла Томск.

Во-вторых, отличаясь дальновидностью, Штерн не мелочился: не брал с заемщиков проценты, не брал с обратившихся к нему предпринимателей деньги за советы и «разрешение вопросов». И зачастую потом эти предприниматели приглашали его в бизнес-партнеры по новым проектам.

Словом, получается так, что респектабельный выходец из вуза, очень контактный человек и отличный психолог выиграл конкуренцию у представителей криминального мира, которые тогда пытались «обихаживать» и мэрию, и предпринимателей с помощью своих специфических методик.

«Серый кардинал»

Контактная сеть бизнесмена Штерна формировалась по нарастающей. Зная, что Донат умеет «решать вопросы в мэрии», к нему шли с самыми разными проблемами. А также за советом, за стартовым капиталом, с просьбами выступить третейским судьей в предпринимательских спорах, которых всегда достаточно. Со временем «серый кардинал» стал разруливать ситуации, ведущие не только в мэрию, но и в другие структуры. И в какой-то момент стал для значительной части томского бизнес-сообщества пусть и неформальным, но непререкаемым авторитетом, получив очень говорящее само за себя прозвище – Папочка.

Передать масштаб деятельности Штерна можно на двух примерах.

Вот комментарий одного из новосибирских интернет-изданий (http://www.politsib.ru) при назначении бывшего первого заместителя мэра Томска Николая Диденко на должность начальника департамента недвижимости мэрии Новосибирска: «В связи с назначением Диденко новосибирское чиновничество и бизнесмены ожидают появления в Новосибирске известного бизнесмена, личного друга Диденко и мэра Томска Александра Макарова Доната Марленовича Штерна. Это довольно крупный томский бизнесмен, автор многих виртуозных схем, связанных с финансовыми операциями вокруг бюджета и муниципальной недвижимости. По некоторым данным, сейчас в его планы входит выстраивание бизнеса между Томском и Новосибирском».

Пример второй. Как говорят все собеседники «ТН», за 10 лет абсолютно неформальная система управления, созданная Штерном и действовавшая параллельно с официальной, стала в Томске настолько привычной для всех участников процесса, что стоило Папочке уйти в отпуск (Штерн всегда два раза в год уезжал в Штаты, где на тот момент у него уже жили две дочери), как организация взаимодействия между определенными властными структурами и бизнесом оказывалась недееспособной.

Дружеские отношения

Самым активным периодом деятельности Штерна, как говорят сотрудники мэрии и предприниматели, стало время, когда пост главы департамента недвижимости занимал Анисим Учитель – с ним у Доната Марленовича сложились не только деловые, но и дружеские отношения. Вместе могли часами играть в бильярд (Донат и компания всегда встречались в кафе ТЦ «Форум»). Деловые вопросы зачастую обсуждались по ходу игры.

Дружеские отношения, как уже сказано, были у Доната Марленовича и с Николаем Диденко. Также в списке друзей часто упоминается Валерий Клименко, в недавнем прошлом руководитель департамента недвижимости мэрии Томска (кстати, Клименко стал единственным собеседником «ТН», не настаивающим на анонимности).

– Да, дружили, а что в этом такого? Кто-кто, а Штерн никогда пинком дверь не открывал – всегда был учтив и вежлив и с полным пакетом документов «сверху», так что мое дело было маленьким, – сказал «ТН» Клименко и добавил: – Хороший мужик! Вот приедет, обязательно выпьем по рюмочке.

Финал эпохи

Суду по «делу Макарова» не удалось и, видимо, не удастся заслушать показания такого интересного свидетеля, как Донат Штерн. Он уехал на постоянное место жительства в США где-то за полгода до задержания экс-градоначальника. Знающие люди уверяют: внезапный переезд — не случайность, а результат все тех же осведомленности, чутья и дальновидности.

А еще говорят, что, когда Донат Штерн внезапно для всех покинул Томск, тот местный бизнес, который на него ориентировался, лихорадило минимум полгода. Сейчас, понимая, что Штерн, по всей вероятности, не вернется, бизнес учится жить без него.

  •  До бизнеса Донат Штерн работал стажером-соискателем Института оптики атмосферы, затем кандидат физико-математических наук 20 лет преподавал в ТИСИ. В вузе говорят: «Донат мог сделать карьеру в институте, но выбрал бизнес».  

  • Второй год Донат Штерн живет в США. 23 августа справил 60-летие. Недвижимость в Томске сдает в аренду. Среди «доходных домов» (как правило, доля Штерна – половина от общей) – ЦОТ (Красноармейская, 44), административное здание по пр. Ленина, 81/1 (рядом с ЗАГСом, где когда-то был фотосалон), гостиница «Сибирь» (пр. Ленина, 91) административное здание по ул. Никитина, 89а. Говорят также, что «Дом художника» и здание центра «Персональ» (пр. Кирова) имеют отношение к Донату Штерну.

 – Из-под Доната было удобно и выгодно покупать машины, – вспоминает любопытную деталь одна бизнес-вумен. – Во-первых, отдавал недорого, во-вторых, его машины всегда были малопробеговыми: маршрут-то его был известен – «по Садовому кольцу» Томска. Так что очередь за автомобилями Папочки формировалась заранее.

 

Неплохо знающие Штерна люди говорят: ему, человеку с техническим складом ума, сначала был интересен сам процесс, технологии, где он мог почувствовать себя новатором. Позже стал интересен и результат.

Также утверждают, что первоначальный капитал Донат Марленович заработал на земельных участках – не будем говорить, по каким причинам, но десятки томских бизнесменов разбирали «землю от Штерна» как горячие пирожки.

Вот что значит уровень гарантии на право собственности.  

Кстати

При участии Штерна были созданы десятки всевозможных компаний. В прошлом это ООО «Трансстройсервис проект», ООО «Томсктехмонтаж», ООО «УК «ТД «Центральный», ООО «Томский строительный холдинг»… Он занимался очень многим – строительством, отделкой, поставкой спецодежды, управлением недвижимостью. Среди его соратников по бизнесу называют многих представителей нынешней бизнес-элиты Томска: Сергея Закурского, Анатолия Самойлова, Андрея Муравьева, Валерия Егорушкина, Юрия Зельвенского, Евгения Копасова, Татьяну Соломатину.

Правоохранительные органы отслеживали деятельность Штерна, но предъявить ему какие-либо претензии было не за что.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =