Чем дальше в лес, тем больше дров

Почему хороший закон плохо работает?

Дрова, несмотря на всю свою кажущуюся простоту, понятие сложное и даже стратегическое. Особенно для Сибири. Если горожанину вовремя не включают отопление, об этом тут же напишут в газетах и покажут по ТВ, клеймя нерадивых коммунальщиков. А деревня, которой всю зиму печки надо чем-то топить, на произвол судьбы брошена. К такому грустному выводу приходишь, ознакомившись со сложившейся системой обеспечения граждан древесиной для собственных нужд…

Когда-то населению выписывали специальные ордера на мелкий отпуск древесины, ее заготавливали и продавали жителям государственные и частные структуры. Вступивший в силу в 2007 году 165-й областной закон дал населению право самим обеспечивать себя древесиной для собственных нужд.

Идея со всех сторон правильная. Если бы не одно «но»: лес жителям выдается «бесплатно» только на корню. А дальше поступай как хочешь: хоть ножиком пили, хоть на саночках вези. И везут, представьте себе…

Лес валить – не картошку копать

Отведенная жителям лесосека в летний выходной напоминает муравейник. Представьте: на 30 гектарах полсотни мужиков с пилами, без каких-либо навыков валки и организующего начала. Все крутятся на этом пятачке и валят деревья. Торопясь, загружают чурками легковушки и даже мотоциклы…

– В этом году в Зырянском районе погиб человек, неправильно закрепивший лес при перевозке, – рассказывает лесничий Зырянского лесничества Денис Исупов. – А несколько лет назад в Моряковке произошел трагический случай с гражданином, готовившим себе 200 кубов на строительство дома – ему на голову упала часть ствола, и он погиб от потери крови…

Сколько на таких «диких» делянах уже переломано ребер, рук и ног – сказать невозможно. Просто потому, что отдельная «лесная» статистика пока не ведется.

Лесозаготовка – технологически сложное и при несоблюдении правил ТБ опасное дело. По-хорошему, чтобы заготавливать лес, человеку нужны корочки и трелевщика, и вальщика, и водителя грузового транспорта… Но ведь ни у кого этого нет.

Первое же лето показало всем: население невозможно разом превратить в лесозаготовителей. А надо ли?

Кто в лес, кто по дрова, кто рубль, кто полтора

Альтернативный вариант обзавестись «бесплатными» дровами – нанять исполнителя.

Лесничество дает нуждающемуся гражданину разрешительный документ: договор купли-продажи лесных насаждений. На отопление дома и бани – 20-25 кубометров, это 4-5 машин дров, или полсотни стволов в среднем.

В «освоении» этих кубов сегодня участвуют все, кому не лень, у кого есть бензопила, трактор с тележкой, машина.

Жительница Моряковки обратилась в райадминистрацию: отдала шабашнику свою бумагу на 25 кубов дров, а не получила и машины. Он ее элементарно обманул, недодал.

89-летняя Анна Лазаревна из Тимирязева жалуется:

– Еще в сентябре договорилась с человеком, что он мне машину дров бесплатно привезет, отдала ему бумагу на свою деляну… Он вчера приехал: давай мне, бабушка, тысячу рублей – бензина нету ехать за твоим лесом. Отдала, что же мне еще остается делать?

– Сложилась такая практика: занимающиеся «дровяным» бизнесом предприниматели, как официально зарегистрированные, так и шабашники, ставят гражданина с его потребностью в заведомо невыгодное положение, – рассказывает заместитель директора Томского управления лесами Владимир Воробьев. – Одни говорят: тележка дров стоит 8 тыс., давай мне свою бумагу на 25 кубов, я привезу тебе 5 за полцены. В другой деревне предприниматель более лояльный – затребует всего 2-2,5 тыс. или даром одну тележку (4 куба) бабушке привезет, она и рада. А остальные 16-20 кубометров этот бизнесмен на рынок повезет, продаст и деньги (заметим, безо всяких налогов) в карман положит. Чем меньше дров бабушке, тем бизнес выгоднее… Большая часть древесины, предоставляемой гражданам по 165-му закону, вовлечена в этот теневой оборот.

Лес рубят – щепки летят

Выезд с поселковой деляны найти легко: от нее через поля – колеи широким веером, вся пашня изъезжена. Кто-то из мужиков собирает в кучи нарубленные ветки, кто-то так оставляет (потом они за лето подсыхают и становятся серьезным пожароопасным фактором).

На каждого гражданина, заключившего договор с лесничеством на куплю-продажу леса на корню, ложится серьезная ответственность. Что там на его деляне наворотит иной предприниматель, владелец «бесплатных» дров и знать не знает, а отвечать-то ему. Бывали прецеденты: людей штрафовали за нарушения правил заготовки древесины – захламленность, уничтожение подроста. Штрафы доходят до 10-15 тыс. рублей.

– Вы представляете, каково лесникам выписывать 10-тысячный штраф бабульке, когда ее собственной вины в беспорядке на лесосеке нет? – говорит заместитель начальника отдела организации лесопользования Управления лесами Александр Звонарев. – Но ведь и лес нужно защищать! И как за всем уследить, когда у нас в год выписывается более 20 тыс. договоров на заготовку, а лесников на всю область – 200 человек?

Как дров не наломать?

За день напилит селянин на своей деляне сколько сможет, загрузит в тележку, уедет. А через три дня возвращается – деляна пуста. Люди путаются в границах участков и откровенно воруют друг у друга. Или другая ситуация: договорится хозяйка усадьбы со знакомым заготовителем, что тот ей с ее 50 кубометров 3 куба досок даст, а потом он начинает крутить: участок, мол, далековато, три куба не выйдет, вы выберите мне лесосеку поближе, я вам пять кубов дам!

Итог – шлейф внутренних конфликтов из-за сплошной рубки вблизи поселков. Рубит и пользуется древесиной один, а леса припоселкового лишаются все жители.

– Остро нужен специальный нормативный акт, ограничивающий такие рубки, – считает главный специалист управления экономики администрации Томского района Алексей Бахтин. – Сегодня леса возле деревень стремительно сокращаются. Нужно четко законодательно определить, на каком расстоянии от деревни сплошные рубки запрещены.

Откуда дровишки?

Одна беда – леса не хватает. Вернее, в тайге спелая древесина есть, но там нет дорог. В 2009 году из 4 204 заявлений на выделение деловой хвойной древесины 34% подано в лесничества пригородной зоны – Тимирязевское, Томское и Корниловское.

– Расчетная лесосека Томского района – порядка 120 тыс. кубических метров: столько лесники могут выдать древесины в год без ущерба природе, – рассказывает Бахтин. – Районная заявка на 2009 год – 515 тыс. кубометров (из них 280 тыс.– деловой хвойной древесины). Около 80 тыс. кубов – потребность Томска и Северска, эти люди за лесом едут также в Томский район…

В Тимирязевском, Корниловском, Моряковском лесничествах выросли тысячные очереди: есть люди, которые не получили свой лес по заявкам 2008 года.

Был бы лес, а топор сыщем

Очевидно, что все вышеописанные проблемы сложившегося теневого рынка – из-за отсутствия реальных механизмов его государственного регулирования. Как же установить рамки шабашникам и защитить жителей?

– Последние два года мы проводим в районе аккредитацию предпринимателей, занимающихся заготовкой древесины для населения, – рассказывает Алексей Бахтин. – В девяти поселениях Томского района аккредитованы предприятия. Они предоставляют в администрацию документы, подтверждающие уплату налогов, наличие кадров и техники, пилорамы, подтверждают возможность заниматься заготовкой леса. Предприниматели также дают нам свои расчеты и сметы. Мы смотрим, какой процент они берут себе в качестве оплаты за заготовку, распиловку и доставку. Если бы такая аккредитация была проведена везде, народ больше бы древесины получал со своих делян. Мы даже вносили областным законодателям такую поправку: рекомендовать населению обращаться только к аккредитованному предприятию. Но антимонопольная служба пальцем погрозила…

– Аккредитованный предприниматель, зная, что ему в районе и дальше работать, беспорядка за собой не оставит, – вторят в управлении лесами. – Если бы на лесосеке трудилась обученная бригада, нам бы и спросить было с кого. А какой спрос с неорганизованных мужиков?

– Если бы деляна закреплялась за предпринимателем, ведущим заготовку для определенного поселения, власть могла бы регулировать порог цены на кубометр, – считает Владимир Воробьев. – Участок для него можно было бы выделять на льготных условиях, поближе (а то ведь пока самые доступные деляны выбивают себе те, кто кричит громче или до газеты скорее добежит). И, кстати, при такой системе организации уменьшились бы бюджетные затраты. Ведь нарезать много мелких делян (обсчитать, оформить, обозначить на местности) – немалые трудозатраты. В этом году мы потратили на отводы 14 млн рублей, в том числе 2,5 млн – из областного бюджета. На 2010 год для отводов леса населению требуется 16 млн рублей. Если выделять лес большими делянами предпринимателям, затраты могут сократиться в два раза и более.  

Только цифры

На 1 октября 2009 года жителям области для личных нужд отпущено:

477 тыс. куб. м древесины для отопления;

23 тыс. куб. м – на ремонт хозпостроек;

149 тыс. куб. м – на строительство хозпостроек;

135 тыс. куб. м– на ремонт жилья;

343 тыс. куб. м – на возведение домов.

И всего 715 тыс. кубов древесины приходится на заготовителей-арендаторов участков, то есть на весь промышленный лесозаготовительный комплекс области.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 15 =