Сотни томичей отчаялись дождаться квартир или возврата денег
Руководство компании «РИФ» игнорирует мои письма-претензии: два года назад я купил у этого застройщика квартиру почти за 2,5 млн рублей – квартиры до сих пор нет, а по ипотечному кредиту я ежемесячно должен выплачивать 30 тысяч, – говорит Алексей Маркус.
– Еще летом компания «Энергострой» должна была сдать пятиэтажку в пос. Зональная Станция, – жалуется Алена Маргиева, в марте 2008 года купившая у «Энергостроя» двухкомнатную квартиру за 2,6 млн рублей. – Уже не за горами лето-2010, а построен лишь первый этаж. Потребовала вернуть деньги, застройщик отказал, а на вопрос, когда намерен достроить дом, ничего не ответил.
Десятки томских дольщиков, отчаявшихся дождаться сдачи домов или возврата денег, стучатся во все двери: одни ищут защиты у власти, другие – в судах, третьи – у правоохранительных органов. Финал во всех случаях пока безутешен: строительство с мертвой точки не сдвинулось, руку помощи дольщикам, по сути, никто не протянул.
А многие люди даже боятся обращаться куда-либо с официальными жалобами, утверждая:
– Руководство компании предупредило: «Будете возмущаться и ходить по инстанциям – будет инициирована процедура банкротства, и тогда точно вообще ничего не получите».
И процесс уже пошел: по иску налоговой инспекции начата процедура банкротства СУ-21 – введена процедура наблюдения. А дом стоит недостроенный.
– Люди в панике, – говорит адвокат дольщиков Андрей Пушкарев.
– Строители не задумываются, что ставят людей в жуткое положение. Я человек очень уравновешенный, но иногда осознаю: до отчаяния осталось совсем немного, – говорит Алексей Маркус. – Порой еле себя сдерживаю…
«На воде вилами писано»
В IV квартале этого года СК «Рекон» должна была сдать на Мокрушина новый микрорайон почти из десятка домов. Многие томичи покупали здесь жилье еще два года назад, но жилой оазис есть лишь в бумажном варианте.
– В 2007 году искала малогабаритную квартиру (на другую денег нет), и «Рекон» был единственным, предложившим подходящий вариант: 30 «квадратов» почти за 1 млн, – рассказывает дольщица, попросившая не называть ее имя. – В феврале 2009 года стало очевидно: стройка очень сильно затягивается. Про третью-четвертую очередь, где числится наш дом, уже и речи не шло, застройщик вел разговор лишь про первую очередь. При этом в «Реконе» ничего драматичного для нас, дольщиков, не видели: на собрании предлагали перейти в первую очередь – с доплатой, чтобы купить «двушку». Но самое уникальное предложение было недавно – забрать деньги строительными сваями. А где средства, которые передали компании дольщики?
29 февраля 2008 года Алексей Маркус заключил договор инвестирования с ОАО «СПМК» – заказчиком строительства дома на пересечении улиц Дальнеключевской и Р. Люксембург. Подрядчик – компания «РИФ».
– Дом стоит, но сроки сдачи на воде вилами писаны, – рассказывает Маркус. – Компании нужны десятки миллионов на коммуникации – свет, воду, отопление, не утеплена крыша, фасады остеклены только на первых этажах. Между тем в договоре четко указано: передача квартиры не позднее 30 июня 2009 года.
Еще одна история – с сотней дольщиков СУ-21. Компания возводит дом на ул. Кошурникова, 3, – запроектировано 9 этажей, стройка остановилась на уровне 4-го.
– Сначала в договорах дата сдачи была II квартал 2009 года, а в основных договорах – уже II квартал 2010 года, – говорит адвокат дольщиков Андрей Пушкарев. – Но люди практически ежедневно посещают стройку и видят – темпы нулевые…
Судебные тупики
– Ни один адвокат не хотел браться за наше дело: говорят, с таким договором в суде делать нечего. В документе, подписанном мною при покупке, есть пункт: «В случае проблемных ситуаций споры будут рассмотрены третейским судом». И адвокаты говорят: «Своим судом они всегда примут решение в интересах застройщика», – рассказывает о попытке вернуть деньги Алена Маргиева. – Мне посоветовали добиться перезаключения договора на традиционный – купли-продажи. На это ушло несколько месяцев. На днях договор подписан, но при условии: новый срок сдачи – июнь 2011 года. Подписала, а теперь думаю – и в это время дом не будет готов. Готовлю документы в суд: буду настаивать на возврате денег.
Согласно договору инвестирования между Алексеем Маркусом и ОАО «СПМК» до 30 июня 2009 года компания обязалась заключить с дольщиком договор купли-продажи. Договор не подписан до сих пор. 24 июля Маркус направил в СПМК письмо-претензию: либо компания снижает цену на квартиру, либо Алексей будет требовать положенный по закону процент за просрочку за неисполнение договора:
– Это 72 тыс. рублей в день, но ответа нет и по сей день: ни в СПМК, ни в ПК «РИФ» разговаривать не хотят, — продолжает Маркус.
В августе Маркус обратился в суд Октябрьского района с требованием выплатить неустойку с уплаченных за квартиру 2,5 млн рублей. В октябре суд отказал в удовлетворении иска на том основании, что у Маркуса нет договора купли-продажи.
– Конечно, нет – со мной же его никто не хочет подписывать, – недоумевает дольщик.
Алексей подал кассацию в областной суд, рассмотрение назначено на 29 декабря. Еще Маркус подал иск о понуждении заключения договора купли-продажи в суд Ленинского района.
– Дата пока не назначена, но мне уже намекнули, что, скорее всего, получу отказ: дом не сдан, он нигде не фигурирует. Тупик какой-то…
А теперь удивительная деталь. Квартиру Алексей покупал, взяв кредит в Сбербанке. И договор инвестирования никаких вопросов у юристов банка не вызвал.
– Серьезные проблемы у всех застройщиков, кроме ТДСК, – назвал «ТН» еще одну проблему председатель палаты риэлторов Олег Мельник. – Люди судятся с «Реконом», «Строймонтажем» и т.д. Но даже победа в суде не гарантия возврата денег. Знаю о таких решениях судов, как и о том, что судебные приставы пока не могут взыскать эти долги. Рядовым гражданам однозначно нужно помогать: в одиночку с этой проблемой им не справиться.
«Других рычагов нет»
Вчера Алексей Маркус улетел в Москву – на поиски адвоката.
– В Томске найти отчаянных не удается: не хотят адвокаты бороться со строительной системой, которую поддерживает и опекает власть, – говорит дольщик.
Поясняем: помимо судебных инстанций Маркус обошел большой ряд разных ведомств. Обратился в антимонопольную службу – указал на дезинформацию о сдаче дома в рекламных носителях. В Роспотребнадзор – в отдел по защите прав потребителей. В ОБЭП – там мошенничества в действиях строителей не усмотрели. В прокуратуру – на действия сотрудников ОБЭП. Результата нет. 14 декабря дольщик побывал у юриста областного комитета по долевому строительству, а также написал заявление первому заместителю мэра Евгению Паршуто.
Вчера еще одна дольщица СПМК, представляя свои интересы и Маркуса, была на приеме заместителя губернатора Игоря Шатурного. Как говорит женщина, замгубернатора лишь развел руками и рекомендовал обращаться в суд.
Была на приеме у Шатурного и дольщица «Рекона». Она вообще почти еженедельно бывает в разных кабинетах чиновников, но, со слов женщины, поддержки не находит:
– Меня слушают и резюмируют: «Идите в суд. Куда вы смотрели, когда квартиру покупали»… Что значит «куда»? Где и когда органы власти сообщали, что у «Рекона» покупать жилье не стоит?! Если информировали – прошу прощения, если нет – зачем такое говорить? Я как могла проверяла – была в офисе, читала и договор, и всякие благодарственные письма от власти…
Обращаться в суд советует и Виктор Анохин, глава областного комитета по долевому строительству:
– Обращаемость дольщиков за последние месяц-два возросла: записываем людей для консультации к юристу уже на следующую неделю. Ситуации одинаковые и касаются, наверное, практически всех строительных компаний: сроки сдачи затягиваются, где-то – существенно. Но хочу отметить: люди идут с жалобами на строителей, полагая, что власть как-то обязана вмешаться. Конечно, можем созвониться с руководством компании, узнать, почему встал объект и как надолго (на минувшей неделе беседовал с главой СУ-13 Владимиром Замощиным), но других рычагов у власти нет. Поэтому единственный законный и целесообразный путь – обращаться в суд. А как составить исковое заявление, что именно требовать, на какие законы ссылаться, такую консультацию в нашем комитете действительно можно получить, ведь цель создания комитета – предотвращение сложных ситуаций, в которые теоретически могут попасть дольщики в будущем. Что именно предотвращаем? Заключение договоров, не защищенных законом, когда в итоге можно остаться и без денег, и без жилья.
«Ставят людей в жуткое положение»
– Чтобы оплатить квартиру, мне пришлось взять кредиты в двух банках, – говорит дольщица «Рекона» и добавляет: – Сегодня очень тяжело тащить эту финансовую ношу.
Еще сложнее положение у Алексея Маркуса:
– Отдал компании больше 2 млн, два года она беспроцентно пользуется моими деньгами (по банковским ставкам – это 500 тыс. рублей в 2008 году, 700 тыс. – в 2009 году). А я в долгах как в шелках: ипотеку брал на 15 лет, ежемесячно плачу 30 тыс. рублей, с августа безработный: московская компания сократила томский филиал. Строители не задумываются, что ставят людей в жуткое положение. Я человек очень уравновешенный, но иногда осознаю: до отчаяния осталось совсем немного. Последний раз в мыслях дошел до того, что планировал: перекрою машиной вход в офис СПМК и «РИФ» (они под одной крышей) и в течение трех дней, как позволяет закон, буду стоят на «сломанном» авто. Словом, порой еле себя сдерживаю…
Кошмар дольщика
– Руководство «Энергостроя» сказало: «Если будете официально жаловаться, начнется процедура банкротства предприятия», – говорит Алена Маргиева.
О распространенности таких ответов строителей говорят дольщики и ряда других компаний.
– Для дольщика банкротство застройщика очень опасно: первые в реестре кредиторов – налоговая инспекция и сотрудники компании (выплата задолженности по зарплате). На этом, как правило, средства должников и заканчиваются, – поясняет страх граждан адвокат Андрей Пушкарев. – Поэтому мои клиенты (дом на ул. Кошурникова) просто в панике от перспективы банкротства СУ-21.
– Но помочь дольщикам все же можно, – считает адвокат. – Мы сейчас стараемся сработать на опережение (процедура наблюдения продлится до 19 января): обращаемся к власти, отправлены жалобы ряду депутатов, готовим документы в прокуратуру, но основные надежды возлагаю на ОБЭП – дольщики отдали деньги застройщику в полном объеме: дома нет, где средства? Сегодня главное – успеть пройти по всему финансовому следу. А вообще, у меня складывается впечатление, что вразумить некоторых застройщиков можно лишь одним способом: если над ними повиснет угроза уголовной ответственности.
Написать письмо автору можно по e-mail: nk@tnews.tomsknet.ru
слово автора
Каждый умирает в одиночку, а побеждают только сообща. Наглядный пример – решение проблемы с выселяемыми жильцами общаг.
Алексей Маркус: «Два года строители пользуются моими деньгами, а я весь в долгах ежемесячно выплачиваю ипотечный кредит — 30 тыс. рублей».
Дольщикам компании «РИФ» Алексей Маркус предлагает объединиться, для чего оставляет номер своего сотового телефона 8 913 829 76 85
Продолжение темы http://tnews.tomsk.ru/stats/4/19087/