Хэндмейд-индустрия

Ярмарка хэндмейд-товаров, которая прошла в «Fакеле» в минувшие выходные, стала рекордной по количеству участниц. Свои изделия представили более 70 томских мастериц, работающих в самых разных техниках хэндмейда. На импровизированных прилавках разместились трикотажные медведи, куклы, пластиковые и войлочные украшения, открытки, мыло ручной работы…

– В первой ярмарке, которая состоялась два года назад, участие принимали всего 12 человек, – вспоминает организатор мероприятия Дарья Костыря.

– За эти два года вырос уровень мастерства. Работы стали пользоваться большим спросом. – Хэндмейд сейчас вышел на совершенно другой уровень, – считает мастерица Татьяна Папулова. – Если раньше это было женское рукоделие – бабушки вязали носочки, плели макраме, вышивали, и все это на любительском уровне, то сегодня развиваются новые творческие направления, появляется больше материалов. Женщинам удается не только окупить свое хобби, но и заработать. Спрос рождает предложение. И вместе с ростом популярности рукотворных поделок в городе медленно, но верно формируется новая хэндмейд-индустрия.

Уровень мастерства томских рукодельниц, которые работают в техниках хэндмейда, растет. Для многих это уже не просто хобби, а способ заработка. В городе медленно, но верно формируется новая индустрия. Хэндмейд-индустрия Томские рукодельницы превращают искусство в товар

Ярмарки по продаже рукотворных поделок – проект двух томичек – Юлии Слепыниной и Дарьи Костыря. Несколько лет назад подруги вместе открывали магазин по продаже хэндмейд-товаров в Интернете. В другом – тоже электронном – продавали расходные материалы для творчества. В этом году их магазин «My-made» переехал с виртуальных торговых площадей на настоящие.

Творческая окупаемость

– Главная цель ярмарки с момента возникновения до настоящего времени – развитие хэндмейд-движения в Томске, – говорит Юлия Слепынина. – Мы заинтересованы в этом и как рукодельницы, и как люди, которые занимаются продажей товаров для творчества. Взаимосвязь между ростом профессионального уровня и покупкой новых, более дорогих и интересных материалов мастерицы ощутили на себе. Юлия занимается скрапбукингом – изготовлением открыток, оформлением фотографий и фотоальбомов. Мастерица вертит в руках одну из своих работ и складывает цифры:

– Заготовка для открытки – 10 рублей, первая фоновая бумага – 25 рублей, вторая – 35, картинка – еще 25; здесь использованы бусины – 90 рублей за упаковку. Надписи делаются чернилами – плюсуем еще 200 рублей. Дороговато для одной открытки… Юлия поясняет: если человек творит только для себя, он постоянно терзается вопросом: «Могу я позволить себе этот штамп или бумагу (в скрапбукинге), эту шерсть или авторские бусины (в изготовлении украшений)?» В производстве же изделий на продажу можно смело пробовать новые материалы и быть уверенным: они окупятся.

Выгодный декрет

– Грань между кустарщиной и хорошей работой каждый может определить на глаз, – уверена мастерица Татьяна Папулова. – Хорошую работу не стыдно носить, взять в руки, поставить на видное место в квартире.

Работа с полимерным пластиком для Татьяны уже давно переросла из симпатичного хобби в основной вид заработка. Лепить украшения она впервые попробовала четыре года назад. Сначала для себя. Затем для друзей. Фотографии своих работ оставляла на форумах в Интернете и в своем «живом журнале», чтобы услышать отзывы. Вместе с комплиментами начали поступать и заказы. Время на то, чтобы удовлетворить спрос, было – Татьяна находилась в декретном отпуске. А в определенный момент просьб продать украшения стало так много, что мастерица поняла: выходить на работу совсем не обязательно. Хобби сможет ее прокормить.

– Сейчас у меня есть постоянные покупатели, которые ждут каждую новую коллекцию, – рассказывает Татьяна. – Я по-прежнему продаю работы в Интернете. Сотрудничаю с магазинами. Татьяна уверена: заработать хэндмейдом на жизнь можно. Во всяком случае, ей самой это удается.

– Но для этого нужно, во-первых, очень любить свое дело. А во-вторых, упорно работать – только производя очень много хороших, качественных вещей, можно получить деньги, – делится секретом рукодельного бизнеса Татьяна Папулова.

Дело личное

Маленький бизнес Елены Зелениной и Олеси Григорьевой тоже начинался с увлечения. Одна не мыслит жизни без изготовления войлочных украшений, другая отшивает очаровательных медведей. Идея открыть магазин хэндмейд-товаров в Томске к каждой пришла по отдельности. Но реализовать смелый проект решились лишь вместе. Работа закипела.

– Когда мы занялись обустройством первого отдела «Зеленая лошадь», первым делом просчитали стоимость оборудования, которое нам понадобится, – вспоминает Елена. – Получилось 80 тыс. рублей. Сумма неподъемная. Тогда мы просто сели и нарисовали то, что нам необходимо. В итоге каждая полочка, каждый ящичек в магазине собран нашими руками. Чтобы развивать проект, Елена оставила основную работу руководителя отдела продаж в немаленькой фирме. Но до сих пор ни разу не пожалела, ведь занимается тем, к чему душа лежит.

– Это не бизнес «давай соберемся, денег заработаем», – улыбается Елена.

– Мы открыли магазин, потому что просто не могли не открыть. Моя мама учила меня: «Все, что ты делаешь, надо делать хорошо», папа говорил: «Делать нужно только то, чего тебе на самом деле хочется». В итоге я занимаюсь тем, что мне хочется, и делаю это хорошо.

С ярким характером

«Зеленая лошадь» существует в Томске четыре года. За это время проект окреп. Магазин обзавелся постоянными авторами и покупателями. Но он по-прежнему остается очень личным. Работа во многом ведется по наитию.

– Мы смотрим на вещь и понимаем: сможем мы ее продать или нет, – объясняет Елена Зеленина. – Порой уступаем под натиском автора, а через несколько месяцев возвращаем работу, потому что понимаем: не купят. Другие вещи могут ждать своего покупателя месяцами.

– Так происходит с изделиями, которые обладают ярким характером, – объясняет Елена. – Вот, например, войлочная улитка провела на полке нашего магазина больше года. Мы возили эту работу на выставку в Москву, а потом оставили в магазине. Ее особенность заключалась в детальной проработке лица: глаза, нос, ресницы. Стоила она дорого – 4,5 тыс. рублей. Но мы не сомневались, что ее купят.

И действительно – недавно улитка с характером нашла своего человека.

— На мой взгляд, популярность хэндмейд-изделий заключается в стремлении людей к индивидуальности, — заключает Елена. — Жизнь становится все динамичнее и быстрее. Чем выше темп, тем больше в нем хочется оставаться собой. Игрушки и поделки выполнены с душой, воплощают стремление к доброму, возвращают нас в детство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − пять =