– Съездил квартиру посмотреть, куда город мою семью переселять собрался, и не по себе стало, – сказал «ТН» Николай Куликов. – Да, новостройка, но никаких же условий нет: холодно, вода отсутствует, двери в подъезды открыты, квартиры тоже нараспашку – заходи кто хочешь и делай что хочешь. И заходят, и делают, – многозначительно подчеркивает последнее «делают» Николай Дмитриевич.
– А в доме уже есть новосел – пожилая женщина в одной из квартир замерзает, – добавили супруги Пономаревы, тоже на днях навестившие свое будущее жилище на Иркутском тракте, 174.
Услышав еще несколько подобных отзывов, журналист и фотокор «ТН» отправились в названный дом. Об увиденном — чуть позже, а сначала комментарии специалистов.
Новостройка с недоделками
– В этом доме пока не должны жить люди, заселение намечалось не ранее 2010 года, – сказал «ТН» Денис Празукин, заместитель начальника областного департамента строительства и архитектуры.
Поясним: новостройку в конце Иркутского, возведенную «Форма Маркет», можно смело назвать бюджетной. 79 квартир по региональной программе расселения ветхого и аварийного жилья купила область (основной источник – федеральный бюджет, исполнитель – мэрия Томска) и ровно столько же оплатило Минобороны РФ за квартиры для военных.
За квартиру — спасибо
Иркутский тракт, 174, пятница, 18 декабря. Двери в подъезды нараспашку. На входе нас никто ни о чем не спросил. Блуждая по безлюдной новостройке, убеждаемся: квартиры (за единичным исключением) открыты, а на ряде дверей отсутствует даже отверстие для замочной «собачки» – при всем желании закрыть невозможно. Остатки пиршеств на подоконниках…
На втором этаже 14-этажки дверь в одну из квартир закрыта. Здесь живет 72-летняя Лидия Карташова. Квартиру бабушке выделила мэрия по программе расселения аварийного жилья. В новостройку Лидия Малаховна попала после больницы: пока не встает, сама себя обслуживать не может. У бабушки есть электроплита, постель, одежда, одеяла и две любимые кошки.
– Так и греюсь – плита целый день молотит да кошки в ногах урчат, даже не знаю, они меня греют или я их, – бодрится пенсионерка, смущенная внезапным визитом журналистов. – Без воды, конечно, плохо: женщина за мной ухаживает, так она воду из подвала таскает – с труб сливает. Мы и умываемся ею, и варим, а где же еще брать? Из магазина не натаскаешься. Только вы не подумайте, я не жалуюсь: за квартиру – спасибо. Как-нибудь выдержу, только бы знать, когда воду дадут. Вы не в курсе?
Лифт не работает. С 74-летним Николаем Куликовым поднимаемся по лестнице на 11-й этаж, где мэрия выделила ему однокомнатную квартиру. Поднимается с четырьмя передышками – сердце пенсионера явно прихватывает. Отдыхая на лестничном пролете, Николай Дмитриевич рассказывает:
– На днях заглядывал в вагончик к рабочим, они говорят: 27 квартир мародеры уже посетили – где двери раскурочили, где просто напакостили. Разве это дело — дом без присмотра оставлять?! Сейчас увидите, зачем канистру с водой тащу…
В квартире Куликов открывает двери в ванную – в унитаз действительно «сделали», и много раз. Такая же картина во многих других квартирах.
Иду к вагончику: прораба нет, но рабочие приветливы. Представляюсь будущим жильцом и интересуюсь: стоит ли заезжать до нового года? Рабочие откровенны:
– С отоплением проблемы – выше 13 градусов температура пока не поднимается. При запуске такое давление дали, что все краны посрывало – переделываем.
– Воды пока никакой. Носят из подвала: мучается не только бабушка со второго этажа, на 12-м живет семья с ребенком, а мать еще и беременная. А дадут воду тогда, когда жильцы двери железные в квартирах установят, только после этого мы смесители поставим. При чем тут двери? Иначе смесители украдут. Пока даже не планируйте переезд. На конец января в лучшем случае.
Город поспешил
– В этом доме люди жить пока не должны, заселение намечалось не ранее 2010 года – квартиры еще даже не переданы городу, – говорит Денис Празукин. – Будем искать ответы на вопросы в мэрии. И раз в доме уже живут несколько человек, выяснять у застройщика, когда отрегулирует подачу отопления и подаст воду. Если понимания со стороны «Формы Маркет» не будет, придется использовать оставшийся у власти рычаг: застройщику пока не оплачен последний транш – 40%. Хотя юридических оснований блокировать оплату нет: деньги мы должны перечислить на основании разрешения на ввод, а этот документ есть.
– Но ведь нет акта соответствия! То есть мы новостройку у «Формы Маркет» не приняли – много недоделок. А разрешение на ввод дома, подписанное мэром Томска, должно было появиться только после того, как мы примем здание, – по-другому оценивает положение Геннадий Храбров. – А уж заселение в такой дом людей…
В департаменте капитального строительства мэрии, который отвечает за расселение аварийного жилья, «ТН» три дня переадресовывали от одного чиновника к другому. И никто из них так и не взял на себя ответственность прокомментировать ситуацию.
Контраст перемен
Вчера, 23 декабря, едем на контрольный осмотр. За плечами немало непростых интервью, приведших в итоге к большому шуму в ряде структур…
– Застройщик заверил, что в доме уже все в порядке, – говорит Геннадий Храбров.
Картина действительно неузнаваемая. На входе не то консьерж, не то охранник – записывает всех входящих в журнал учета. В квартире Карташовой поставлены смесители, есть вода, комнату помимо прохладных батарей отапливает подаренный «Формой Маркет» обогреватель. В общем, условия созданы.
Храбров обещает принять дом до нового года.
комментарий
Оксана Оглоблина, руководитель ООО «Форма Маркет»:
— Застройщик выполнил все технические условия на строительство. Дом по постоянной схеме подключен ко всем системам тепло- и энергоснабжения. В доме заселены только две квартиры, а отапливаются 163. Затраты по теплу примерно 600 тыс. рублей в месяц. Управляющая компания отказывается брать на себя эти затраты. Поэтому, пока регистрируется право собственника в ТОРЦе (и нет массового заселения), на доме введен экономрежим теплопотребления. В заселенных квартирах отопление отрегулировано таким образом, что в них тепло.
Вода в дом подана 21 декабря, так как договор на водоснабжение первым собственником заключен 18 декабря.
Слово автора
Как бы доброе дело
Неля КОСТЯЕВА, корреспондент «ТН»:
— Понимаю, с чем связано преждевременное заселение – людям просто негде жить, и мэрия как бы сделала для них доброе дело. «Как бы», потому что надо быть последовательными. Если вперед стройнадзора подписали разрешение на ввод и заселяете людей, попросите застройщика создать сносные условия пусть даже для единичных жильцов. Тем более что это, как оказалось, очень даже возможно.