Человек-эпоха

Утром 16 декабря 2009 года в возрасте 53 лет умер Егор Гайдар.

Так случилось, что за несколько дней до сообщения о его смерти я разговаривал с одним известным томским политиком и управленцем. Разговор был, используя название одной из замечательных книг Егора Тимуровича, о долгом времени – с 1989 года вспоминали. И вот речь зашла о 1991-м – введении в области талонов на элементарные продукты первой необходимости (сахар, крупы, масло), о том, как трудно было эти талоны отоварить – обменять бумажки на реальную еду.

– Зашел я как-то осенью, в ноябре, в «Нижний гастроном» на Ленина, – вспоминал собеседник. – Пустота – шаром покати. Только на нескольких полках – трехлитровые банки с квашеной капустой. «Боже, думаю, что же город зимой жрать-то будет?!»

И я сразу вспомнил ту капусту. Выглядела она подозрительно: при тотальном дефиците всего и вся была вызывающе доступна – подходи, бери… И вот как-то купили мы с другом такую трехлитровую банку – ну ничего больше не было. Есть оказалось невозможно. Даже по щепоти. Концентрированный уксус. Настолько, что банка месяца два открытая стояла, но ничего с той капустой не случилось. Выбросили потом в нетронутом виде на помойку.

Это к бесконечным словам критиков о жестокости реформ Гайдара, который в том ноябре 1991-го стал вице-премьером и министром финансов РСФСР. Свобода торговли спасла страну от голода и, как следствие, хаоса. А утверждения о том, что это гиперинфляция поглотила сбережения граждан, равнозначны утверждению, что капуста из «Нижнего гастронома» была едой: советская экономика к тому времени уже слопала всю капусту со сберкнижек, оставив нам и Гайдару один уксус.

Егор Гайдар был во власти всего 13 месяцев (ушел в отставку в декабре 1992 года). И, конечно, не превратил уксус в вино. Уксусное окисание вина – болезнь неизлечимая, его после этого только вылить. А мы после отставки Гайдара… В общем, этой бурды, увы, в нашей жизни еще более чем достаточно, и мы, увы, регулярно ею травимся. Но Гайдар успел сделать самое главное, на чем мы до сих пор и живем, – концентрация уксуса в экономике была снижена до безопасных величин и стало возможно пусть не хорошо питаться, но нормально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 1 =