Под небом Поднебесной

В энциклопедиях Китайская Народная Республика – это государство в восточной Азии, крупнейшее по численности населения в мире. В новостных сводках Китай – «растущий промышленный гигант», «крупнейший экспортер». В исторических трактатах – страна древнейшей цивилизации. В рассказах европейских туристов – другой мир.

И немудрено. В Китае все удивительно: иероглифическая письменность, своеобразные речь, еда, особенный менталитет. Китай загадочным образом сочетает верность традициям с планомерной и мощной модернизацией, пасторальные пейзажи с индустриальными мегаполисами, нищету деревень с богатством финансовых центров.

В конце прошлого года корреспондент «ТН» Ксения Салюкова выиграла конкурс гуманитарного фонда «Чеховский центр» на лучшую публикацию о Китае. Вместе с другими победителями конкурса Ксения вошла в делегацию российских журналистов, отправившихся в Китай для того, чтобы поближе познакомиться с Поднебесной. Корреспондент «ТН» своими глазами видела старинный Пекин и модерновый Шанхай. Побывала в «маленьком» городишке Суджоу (всего-то 1 млн 600 человек) неподалеку от Шанхая. Репортажи журналистки читайте на страницах газеты «Томские новости».

 

В Китае все огромное – если площадь, то самая большая в мире, если парк, то такой, что за день не обойдешь, если стена, то бесконечная… В таких декорациях и не хочешь, но чувствуешь себя ничтожной букашкой.

…Площадь Тяньаньмэнь (Врата небесного спокойствия) раскинулась на 880 метров с севера на юг и на 500 метров с запада на восток. Она по праву носит титул самой большой городской площади мира. Энциклопедии утверждают, что на 440 тыс. кв. м может уместиться одновременно миллион человек.

По северной границе площади проходит проспект Вечного мира – главный бульвар Пекина.

К северу от площади Тяньаньмэнь, в самом центре города, располагается Запретный город, за массивными стенами которого — императорский дворец Гугун. Теперь – крупнейший музей.

9 999 строений и столько же туристов

У входа в Запретный город всегда многолюдно. Сюда выстраиваются огромные очереди туристов, но европейские лица среди посетителей Гугуна скорее исключение, чем правило. В Китае делают ставку прежде всего на внутренний культурный туризм. Европейцев ожидают на многочисленных рынках и толкучках.

Прогулка по Запретному городу может вылиться дотошному туристу в несколько часов: территория императорского дворца огромна — со всеми постройками занимает 72 га. Здесь и искусственно насыпанные горы, и озера. Говорят, что число помещений в Запретном городе равняется 9999 (правда, для этой статистики за помещение сойдет и простая площадка, окруженная колоннами).

Двигаясь все вперед и вперед, посетители преодолевают площадки и помещения, отведенные для слуг императора, его гарема, жен, евнухов…

Дворы и постройки порой как две капли воды похожи друг на друга – отличаются лишь незначительно. И каждый раз думаешь, что следующие ворота последние и вот-вот покажется императорский дворец. Но за ними таятся другие точно такие же помещения и дворы…

Крыши у зданий желтые, черепичные. Чем ближе к императорскому дворцу, тем большее количество драконов-оберегов обрамляет их скаты. На крыше императорской резиденции их число достигает максимума – десяти. Десять драконов на пагоде — знак, что здание предназначено для сына неба – императора.

Кому и базар — музей

Контрастом к чарующей тишине пекинских древностей выступает галдеж китайских рынков. Здесь есть целые торговые резервации для иностранцев, где «свои» появляются редко. На прилавках красуются китайские Gucci и Prado, которые и ровными строчками, и блеском бляшек вполне сойдут за настоящие.

Организованы огромные павильоны шелков, жемчуга, серебра, кашемира – того, чем издревле славится Китай.

Посещение настоящего рынка – дело не из легких, от покупателя требует бдительности и выдержки, ведь торговое сословие с давних пор считается в Китае одним из самых хитрых и вороватых.

Завидев заинтересованное европейское лицо, торговцы тут же начинают предлагать свой товар. Чуть зазеваешься – останешься в павильончике надолго.

Цены здесь будут называть заоблачные. Для европейцев они стандартно выше в 3-4 раза. Но выгодную покупку совершить можно. Для этого торговаться нужно не на жизнь – на смерть. На каком языке? На языке калькулятора!

…Цена торговки. Твоя цена. Игра началась. Артистизм и помощь друзей в ней только приветствуются.

Коронный прием – отказ от покупки, если торг замедлился. В 90% из 100 торговка, посыпая голову пеплом, спешит вслед за вами, обещая все мыслимые блага. В итоге скидывает еще пару десятков юаней. И торг начинается снова…

 

 

Продолжение – в следующих номерах «ТН».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + шестнадцать =