«Героин» свободного доступа

  • К лекарству, о котором идет речь, возникает сильнейшее привыкание, регулярные инъекции приводят к ужасающим последствиям в очень короткие сроки. У наркоманов, употребляющих препарат, кожа в течение считанных недель становится желтоватой, цвета воска, гемоглобин падает до 32 г/л. Сами наркоманы пишут, что капли хуже героина – потеря веса, ухудшение зрения, разрушение внутренних органов.
    И тем не менее глазные капли становятся все более популярными… Причины две – дешевизна (доза героина на черном рынке стоит 1200 рублей, капли в аптеке – 120) и простота в употреблении.

 

Кто, как и когда прекратит продажу проблемных лекарств наркоманам?

 Бессмысленный взгляд, приступы агрессии. Перестает меня узнавать: «Ты кто?» Трогать его в таком состоянии я боюсь… Недавно разбил на улице дорогой автомобиль, на него завели уголовное дело… – с огромным волнением рассказывает Елена.

С подачи приятелей друг Елены пристрастился к регулярному употреблению глазных капель. Принимает их Евгений (имя изменено) внутривенно, а после инъекции…

Елена не теряет надежды отучить друга от пагубного пристрастия. Девушка обзвонила уже десятки аптек с просьбой не продавать капли без рецепта (как это и указано в инструкции), обратилась с заявлением в областной комитет по лицензированию, управление Росздравнадзора, отправила заказное письмо в Минздравсоцразвития РФ.

Но каждый вечер Евгений приносит новые и новые упаковки.

Корреспонденты «ТН» провели эксперимент и убедились: приобрести эти капли без рецепта действительно не составляет труда.

А на днях Елена получила ответ областного комитета по лицензированию: «Данное лекарственное средство согласно инструкции отпускается из аптек по рецепту врача. В соответствии с действующим законодательством не представляется возможным установить факт безрецептурного отпуска данного препарата».

 

Черный список растет

– Все фармацевты в курсе, что эти глазные капли покупают наркоманы, – на условиях анонимности говорит управляющая одной из аптек. – И мы лично это лекарство наркоманам не продаем. Как их узнаем? Поработайте лет 20 лет на рознице – у них же на лбу написано: «наркоман». Десяток-два ежедневно заглядывают… Далеко не все наркоманы живут на Черемошниках. Зачастую это прилично одетые молодые люди, подъезжают на машине. И, кстати, чаще берут препараты, которые отпускаются без рецепта, например капли от насморка. И мы не имеем права им отказать.

Легкодоступных препаратов, облюбованных наркоманами, сегодня более десятка наименований, рассказывают фармацевты. Кроме глазных капель это известные многим обезболивающие, сиропы от кашля, сердечно-сосудистые средства… Зачастую о вновь открытой «дури» работники аптек узнают случайно, когда то или иное лекарство начинает расходиться пачками.

– Они же все алхимики, – говорит Вера Робина, специалист областного комитета по лицензированию. – С каждым днем в черный список попадают все новые и новые препараты.

– А еще фармацевты рассказывают: порой страшно не продать препарат – наркоманы бывают очень агрессивными. Провизоры иногда вызывают милицию, но, как правило, уже через два часа наркоман на свободе, – вспоминает рассказы коллег Наталья Иванова, начальник отдела контроля, надзора и лицензирования фармацевтической деятельности Управления Росздравнадзора по Томской области.

На совести провизора

– Лекарство, о котором идет речь, относится к перечню препаратов, подлежащих рецептурному отпуску. То есть де-юре контроль за отпуском этого лекарственного средства и ему подобных существует, – говорит Ольга Кобякова, начальник Управления фармации Томской области. – Но сегодня в аптеках можно купить без рецепта практически любое лекарственное средство, за исключением наркотических, психотропных и сильнодействующих. И эта проблема актуальна для всех регионов России. А, например, в странах Европы без рецепта не продадут антибиотик и многое другое.

– По опыту проверок аптек и больниц можно сказать, что в Томске, да и по всей стране, сложилась порочная практика: на большинство препаратов врачи не выписывают рецепты, и, соответственно, в аптеках их не требуют. И аптеки в погоне за деньгами продают все, – говорит Анджей Скобельский, специалист Управления Росздравнадзора по ТО.

– Да, что касается препаратов, подлежащих рецептурному отпуску, то сегодня, по сути, их реальная продажа – на уровне личной ответственности провизора, – говорит заведующая аптекой. – И еще: если работать строго по закону, я вам даже анальгин без рецепта не могу продать. Так что это палка о двух концах, и все прекрасно это понимают.

Семь нянек

– По глазным каплям было несколько анонимных обращений. Но этот препарат не находится на предметно-количественном учете, и проверить аптеки сложно, – объясняет Наталья Иванова. – Нарушения надо пресекать, но мы не имеем права контролировать закупку.

В итоге в Росздравнадзоре девушке Евгения рекомендовали обратиться в областной комитет по лицензированию.

– Это первая жалоба по данному лекарству, мы по ней работаем, но наказать аптеку-нарушителя вряд ли удастся, – говорит Виктор Даниленко, председатель областного комитета по лицензированию, и поясняет: – Согласно федеральному закону № 294 количество плановых проверок сокращено до 1 раза в 3 года, а для внеплановой необходимо разрешение прокуратуры. Еще мы обязаны предупредить руководство аптеки, по какой жалобе будем проверять и когда. В аптеке наши специалисты обязаны представиться…

– Мы можем проверять аптеки только в отношении прекурсоров (Веществ, используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ. – Прим. ред.). А данные глазные капли, как и многие другие лекарства, используемые наркоманами, сегодня к прекурсорам не относится, – добавляет Евгений Ульянов, специалист отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков УФСКН России по ТО.

Ответ областного комитета по лицензированию Елена получила на днях: «Данное лекарственное средство согласно инструкции отпускается из аптек по рецепту врача. В соответствии с действующим законодательством не представляется возможным установить факт безрецептурного отпуска данного препарата».

Словом, специалисты вынуждены признать: государство пока не в силах контролировать ситуацию.

Правда, в аптеке, упомянутой в жалобе Елены, Евгению перестали продавать глазные капли. Но молодой человек тут же переключился на аптеки другого микрорайона, где капли по-прежнему в свободном доступе.

Что делать?

Специалисты говорят, что действовать надо в двух направлениях.

– Сегодня любое аптечное учреждение, обладающее лицензией на фармацевтическую деятельность, имеет право на реализацию любых лекарственных препаратов, в том числе и этих глазных капель, – говорит Евгений Ульянов и предлагает: – Подобные препараты следует поставить на предметно-количественный учет.

Поясним: в этом случае контролеры смогут отслеживать количество продаваемых лекарств.

Другие эксперты предлагают вернуться к былой практике отпуска большинства препаратов исключительно по рецептам и к их строгому хранению. Сегодня, поясняют в комитете по лицензированию, даже если провизор отпустил лекарство по рецепту, он не обязан хранить его у себя. И добавляют: для реального контроля следует обязать провизоров забирать у покупателей рецепты и хранить в аптеке не менее 3 месяцев.

– Я работала в аптеке с 1983 года, тогда никто не клянчил у провизора: «Продайте, пожалуйста…» Все шли с рецептами, – вспоминает Вера Робина. – Но эти правила почему-то отменили.

– Действительно, за рубежом большинство лекарств без рецепта невозможно купить, – рассуждает Виктор Даниленко. – И зачем нам велосипед изобретать? Нужно вернуть хранение рецептов провизорами. Хотя, наверное, будут большие издержки для населения.

Также специалисты обсуждают возможность выйти в Минздравсоцразвития РФ с предложением отменить свободный отпуск тех или иных препаратов, ведь как раз сейчас рассматривается новый проект закона об обороте лекарственных средств.

– Управление фармации в настоящее время взаимодействует с Минздравсоцразвития по активизации этой работы, – сказала Ольга Кобякова, – но следует понимать, что реализовывать данную политику нужно разумно, без перегибов, чтобы не пострадали ни добросовестные потребители, ни законопослушные аптечные организации.

Да, слишком жесткий переход к строгому хранению всех рецептов в аптеках действительно может вызвать негодование населения и бизнеса. Для большинства граждан давно стало привычным идти не к врачу, а сразу за лекарством в аптеку. Фармкомпании и аптеки также вряд ли заинтересованы в возврате к строгому рецептурному отпуску…

Время идет

22 января вступило в силу постановление правительства РФ, которым курительные смеси приравнены к наркотическим веществам – отныне их реализация уголовно наказуема. Для принятия этого решения понадобилось более двух лет. Похожая судьба ждет и некоторые лекарственные препараты (коаксил, стадол, бутерфанол), находящиеся сегодня только на предметно-количественном учете.

– УФСКН России подготовило предложения по включению этих препаратов в списки психотропных веществ, надеемся, что такое решение будет принято, – говорит Евгений Ульянов.

 

Наша справка

По данным областного наркодиспансера, сегодня на учете в Томской области состоит 4486 человек с диагнозом «наркомания», 64 из них полинаркоманы. Еще 1799 человек употребляют наркотики, но не имеют диагноза «наркомания» – находятся в группе профилактического наблюдения.

– На официальном учете полинаркоманов мизерное количество. Допускаю, что на самом деле их больше, – говорит главный врач областного наркодиспансера Елена Редченкова. – У наркоманов бывают периоды, когда в промежутках между употреблением героина (в период ломки, из-за проблем со здоровьем или деньгами) они пробуют те или иные лекарственные средства. Необходимо ограничить свободный доступ этих лекарств в аптеках.

 

Слово автора

Анастасия СЕЛЯНИНА, корреспондент «ТН»:

– Бороться с проблемой можно и нужно на местном уровне. Пример осенью 2009 года показал Омск. Местные власти рекомендовали: аптекам – поставить препарат на предметно-количественный учет; лицензионным службам – усилить контроль за безрецептурным отпуском, вместе с УВД активней проводить внеплановые проверки, составлять протоколы и направлять в суд, а также осуществлять еженедельный мониторинг выписки рецептов на эти капли; офтальмологам – выписывать рецепты на особых бланках; управлению фармации – направить соответствующие предложения в Минздравсоцразвития и организовать прием информации от населения о случаях безрецептурного отпуска. Кроме того, в регионе создана общественная комиссия по противодействию распространения наркомании и токсикомании, связанной с безрецептурным отпуском лекарств.

В Красноярском крае издан приказ об отпуске кодеинсодержащих препаратов только по рецепту врача (по закону отпускаются без рецепта). Такую же инициативу поддержал и губернатор Ивановской области.

А как же наш студенческий город?

Написать письмо автору можно по e-mail: sela@tnews.tomsknet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 14 =