Бизнес решил быть умным

Объявлен старт общенационального инновационного проекта  

На прошлой неделе с 23 спецбортов в Томске высадился звездный десант. Президент, ключевые сотрудники правительства и Администрации Президента РФ, руководители научных центров, директора госкорпораций и более десятка олигархов, чей бизнес, по словам Чубайса, составляет едва ли не половину ВВП страны.

Основная канва известна: целью президентской комиссии по модернизации экономики была выработка конкретных мер поддержки участия крупного частного бизнеса в реализации инновационных проектов.

Параллельно государственному тихо-мирно и неназойливо развивался региональный сюжет – о том, что хочет Томск от визита, не говорилось вслух, хотя об этом знали даже дети…

Дорогие дети

Дети (точнее, студенты) открыли томскую «подпрограмму». Во время прелюдии – общения президента с молодежью – обаятельные и умненькие юноши и девушки с очаровательной непосредственностью выстреливали в главу государства самыми острыми региональными проблемами, мило и непринужденно излагали многомиллионные просьбы и даже требования… Начали с 90 млн на коммуникации для технологического инкубатора, затем заговорили о поддержке проектов, потом прозвучали другие крайние необходимости – кампус, малогабаритное комфортное жилье, садики, 50-метровый бассейн, консерватория… Под конец, услышав от пятикурсника ТПУ, который через две недели защищает диплом по специальности «оператор атомного реактора», вопрос об АЭС, Медведев весело заметил:

– Требования идут по нарастающей. Сначала «найдите спонсора» – это еще туда-сюда. Теперь: «Постройте атомную станцию к моему выпуску». Это я вам точно не обещаю, через две недели – никак…

Какие из «детских» вопросов будут иметь нешуточные последствия, станет известно позже. Главное – довели до сведения, проявив сознательность и настойчивость. Такую, что «взрослое» заседание с министрами и олигархами Медведев начал на похожей волне:

– Привет всем от студентов, которые учатся в Томске. Требуют они от нашего частного бизнеса немедленных инвестиций в инновации. Требуют в ультимативной форме. Об этом я предлагаю поговорить.

Позади планеты всей

Этот разговор начался невесело: гендиректор Роснано сообщил, что в модернизационном смысле наша экономика позади планеты всей. Объемы расходов бизнеса на НИОКР вдвое меньше, чем у государства, а если графически и в абсолютной величине сравнить нас с передовыми странами (Германия, Япония, Корея, Китай), мы почти и не видны. Бизнес Кореи (страны с ВВП вдвое меньшим, чем у России) тратит на НИОКР в пять раз больше, чем наш. Российская производительность труда – примерно 29% от американской. Особенно плохо с инновациями в базовых отраслях – нефтегазодобыче, металлургии, энергетике, машиностроении…

Выступившие следом олигархи энергично возражали. Президент ОНЭКСИМ Михаил Прохоров рассказал про 46 патентов входящего в группу «Полюса-Золота», про супердешевые светодиоды проекта «Опто-Ган», про…

Президент «Лукойла» Вагит Алекперов сообщил, что свой научный, производственный потенциал и высшую школу нефтяники объединили на базе Российской инновационной топливно-энергетической компании (РИТЭК).

– Ее инновационные работы могут преобразить понимание о наличии запасов нефти на территории России. Если нам удастся разработать технологии для извлечения тяжелой нефти, нефтяные запасы в стране кратно увеличатся, – заявил Алекперов и пояснил, почему бизнесу трудно выкраивать деньги на исследования: – На себестоимость мы относим только те средства, которые идут в течение года на инвестирование – в основном прикладной науки. Фундаментальная (а это наши инвестиции в будущее развитие), к сожалению, финансируется из прибыли. И, естественно, это вступает в противоречие с планами акционеров…

Конвейер на триллион

Главный разговор власти с олигархами проходил при закрытых дверях. Но, судя по итоговым комментариям, его участники копий не ломали:

– Без споров и столкновений было поддержано все, что бизнес предложил, – подчеркнул Анатолий Чубайс. – Взаимопонимание было полным, и принятые решения я оцениваю как очень серьезные: они могут действительно запустить масштабный инновационный конвейер на предприятиях, которые здесь представлены, а это компании с годовыми объемами продаж в десятки миллиардов долларов.

В течение ближайших двух месяцев частные компании определятся с прорывными проектами по созданию профильных для их бизнеса технологий и представят их на обсуждение комиссии по модернизации. (Условия: исследования должны проводиться российскими научными организациями желательно в кооперации с зарубежными, на мировом научно-техническом уровне, а величина проектов – с ожидаемым объемом продаж в 2015 году более 15 млрд рублей.) Эти проекты и меры по их государственной поддержке должны пройти экспертизу – оперативную и дебюрократизированную.

– Этот конвейер можно повторять через год, и еще через год, и переводить его в постоянно воспроизводящееся инновационное партнерство государства и частного бизнеса, – считает Чубайс. – Годовой запуск может дать к 2015 году объем продаж инновационной продукции от 100 до 200 млрд, а если конвейер будет повторяться, можем выйти даже на триллион рублей.

При условиях

Сейчас объем инвестиций в основные фонды в России достиг 8 трлн рублей в год – примерно 20% ВВП. Чтобы выйти на быструю модернизацию, считает министр финансов Алексей Кудрин, нужно инвестировать до 30% ВВП (14 трлн). Для обеспечения этого государство готово в ближайшие 2–3 года нарастить пакет налоговых льгот для инновационщиков до 150 млрд рублей.

– Естественно, базовыми условиями для этого являются частные инвестиции, условия макроэкономики, низкая процентная ставка и развитая финансовая инфраструктура: чтобы внутренний финансовый рынок предлагал средства для модернизации и долгосрочных проектов на приемлемых условиях: 5–7 лет, а не как сейчас – 3 года, – подчеркнул Кудрин.

Он обещал вернуться

А что осталось Томску кроме ласкающих самолюбие отзывов? У губернатора – несколько писем с обнадеживающими резолюциями президента. У областной власти затребовали ряд денежных «предложений» – по дополнительному финансированию ТПУ как национального исследовательского университета, нужд ТВЗ и нашего будущего центра науки, образования и инноваций. Пусть главная силиконовая долина будет в Подмосковье, в Томске будет своя, то есть статус инновационного региона с некоторыми, надеемся, налоговыми преференциями. С министром финансов обсуждался даже вариант – НДС инновационных предприятий оставлять в регионе.

У олигархов Томск денег не просил. Наоборот, показывали, что есть и что можем. Пока последствия вилами на воде писаны, но как красиво! Руководители группы компаний СУАЛ обратили внимание на ТЭМЗ и обещали в ближайшее время прилететь в Томск с конкретным заказом, а также еще раз проутюжить Томск в поиске других точек соприкосновения. Пообещал ТЭМЗу заказ и «ЕвразХолдинг». Олег Дерипаска несколько месяцев работает с томичами по урановой тематике (уже вложил около полумиллиона долларов), но сейчас понял, что есть интересные разработки не только по урану. Алексей Мордашов («Северсталь») попросил все материалы по Бакчару. Михаил Прохоров обещал прибыть в Томск минимум на двое суток, чтобы хорошо проработать появившиеся идеи…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − семь =