РАЗРЕШИТЕ ПОСЕЛИТЬСЯ

Кто и с какими надеждами едет в Сибирь на ПМЖ  

В силу суровых климатических условий Томск сложно назвать комфортным местом для проживания. Однако количество мигрантов на территории области ежегодно увеличивается. Подавляющее большинство приезжает к нам временно на заработки или на учебу. Но есть и те, кто остался в Томске надолго и вполне доволен своим нынешним положением.

Кризис замедлил миграцию

Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Люди покидают насиженные места, меняют страны и континенты, уезжают из Томска в Москву, из Москвы – в Европу и Америку, и все надеются на лучшую долю. Такой же людской поток движется в обратном направлении. Только в Томск чаще едут не из Европы, а из стран СНГ и азиатских государств – Китая, Вьетнама, Северной Кореи. Одни с личными и деловыми целями, другие – на учебу, но основная часть – с желанием получить работу.

– Миграция – естественный и необратимый процесс, – считает директор областного Дома дружбы народов Анатолий Габрусенко. – После развала СССР количество мигрантов увеличилось, но это объяснимо. Россия, по мнению жителей сопредельных государств, является экономически более развитой страной, где есть возможность заработать. Однако состав мигрантов в последние годы существенно изменился. Если в 1990-е в Томск ехали квалифицированные специалисты, многие из которых имели высшее образование, то сегодня большинство приезжающих вообще не имеют профессии и согласны на любую работу.

Приток иностранной рабочей силы в Томскую область усилился в 2000-е годы. Экономика региона динамично развивалась, что привело к дефициту рабочих рук, особенно в тех отраслях, где требовался физический труд, а уровень оплаты оставался невысоким – в строительстве, лесном и сельском хозяйстве. Эти вакансии и заняли мигранты из среднеазиатских республик и Китая. Но большинство иностранцев приезжают без приглашений и конкретных целей, рассчитывая найти работу на месте. Им приходится сложнее всего: они живут где придется, перебиваются случайными заработками и становятся жертвами обмана со стороны работодателей. Впрочем, это не останавливает поток желающих попытать счастья в чужой стране. Согласно данным, предоставленным «ТН» миграционной службой, с 2005 по 2008 год число мигрантов, зарегистрированных в Томской области, увеличилось в 2,3 раза – с 16,7 до 36 тыс. человек. И только в прошлом году рост несколько замедлился.

– В 2009 году на учет было поставлено около 32 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, – говорит начальник отдела оформления виз, разрешений, приглашений и регистрации иностранных граждан УФМС по Томской области Елена Бондаренко. – Большинство приезжают из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Китая. Сократилось и количество выданных разрешений на работу с 4585 (в 2008-м) до 4100. Это связано с тем, что в области резко снизились объемы строительства, и многие компании отказались от приема на работу граждан Китая и Северной Кореи.

В то же время в торговле, общественном питании и сфере услуг количество иностранцев уменьшилось незначительно. А число недавно открытых шашлычных, небольших закусочных с азиатской кухней и торговых павильонов даже возросло. Наиболее предприимчивые выходцы из ближнего и дальнего зарубежья как-то сумели приспособиться к новым условиям и наладить собственный бизнес на чужбине.

С мечтой о Сибири

– Крепко стать на ноги смогли только мигранты первой волны, приехавшие в Томск в 1990-е годы, – утверждает один из руководителей Ассамблеи народов Сибири Дамир Нуриев. – И те, кому удалось обзавестись нужными связями и поддержкой. Основать собственное дело с нуля, не имея ни того ни другого, сейчас практически невозможно. Остается либо работать на стройках, подрабатывать у частников, либо наниматься к землякам, которые уже ведут мелкий бизнес.

Но, как выяснили «ТН», бывают исключения. Карим приехал в Томск из узбекского Зарафшана в 2003 году. Поначалу перебивался случайными заработками, но спустя полгода подрядился с напарником на отделку коттеджа в поселке Апрель. Трудились всю зиму, качество работы хозяину усадьбы понравилось, и он не только щедро расплатился, но и предложил еще один объект. Часть денег Карим отправил с приятелем на родину, а на остальную сумму купил старенький домик на «Песочке». Чуть позже, взяв в долг у знакомых, открыл точку по продаже фруктов на Центральном рынке.

– Первое время, пока не приехала жена, за прилавком стоял сам, – вспоминает Карим. – Заработанного хватало только на еду и рассчитаться с долгами. Конечно, повезло, что появилась крыша над головой. Без своего жилья было бы совсем плохо.

Постепенно дела налаживались, вскоре он организовал вторую точку, а в 2007-м, получив вид на жительство, открыл маленькую закусочную. Блюда национальной кухни по цене магазинного бутерброда пришлись по вкусу сибирякам, и уже через несколько месяцев закусочная стала популярной в округе. Пообедать сюда забегают работники близлежащих организаций, студенты, таксисты.

– Открыть кафе было моей давней мечтой, – улыбается Карим. – У меня нет специального образования, но готовить очень люблю. Фирменное блюдо – лагман, и только на бараньем бульоне. Получается – пальчики оближешь, каждый второй посетитель заказывает.

Сейчас в закусочной у Карима работают четыре человека: жена, дочь и два племянника. Сам он больше совмещает функции управляющего и снабженца, но пару часиков в день обязательно выкраивает, чтобы постоять за плитой.

– Самыми трудными были первые два года: новый город, новые условия, другие порядки и законы, – уверяет Карим. – Хорошо, что русский язык знал – в школе твердая четверка была – и люди добрые попадались. Помаленьку привык и сегодня чувствую себя в Томске почти своим. Знакомые на родине мне даже завидуют, а некоторые мечтают тоже перебраться в Сибирь поработать.

Где учился, там и пригодился

Сайфулло Исматуллоев, уроженец таджикского городка Орджоникидзебад, из той самой категории первых переселенцев. Он приехал в Томск на учебу по направлению от оборонного завода и поступил на факультет систем управления ТИАСУРа. После окончания вуза в 1990 году вернулся на родину и, вероятно, остался бы в Таджикистане. Но судьба повернулась иначе.

– После развала Союза дела на моем предприятии, где производили кварцевые резонаторы для России, шли все хуже и хуже, и невольно стал вопрос о будущем, – поясняет Сайфулло. – После долгих раздумий решил переехать в Томск, где у меня осталось много друзей и знакомых. Теперь по прошествии лет понимаю, что сделал правильный выбор. Мне нравится этот город, и я считаю его родным.

В родном институте ему поручили заниматься организацией работы и наведением порядка в общежитии. Там же предоставили комнату. Параллельно молодой специалист трудился программистом на кафедре моделирования систем, а в 1996-м женился и привез в Томск Зульфию, выпускницу института искусств.

– Жена очень долго привыкала к сибирскому климату, ведь раньше даже снега не видела, – рассказывает Сайфулло. – Но ничего, адаптировалась. Теперь мы и на каток всей семьей выбираемся, и по городу гуляем, а по лыжным гонкам у меня даже разряд имеется. Конечно, мы придерживаемся традиций, отмечаем мусульманские праздники, приглашаем гостей, накрываем дастархан. Жена готовит национальные блюда – нон-лепешки, пахлаву, угро, оши палов. Но хорошо освоила и русскую кухню, может запросто приготовить вкуснейшие салаты. Зульфия тоже нашла работу – в муниципальной библиотеке, и только после рождения второго ребенка переключилась на домашнее хозяйство, поскольку мы не смогли устроить малыша в детский сад.

Сейчас Исматуллоев работает в ТУСУРе, совмещая должности заведующего учебной лабораторией и заместителя декана факультета экономики. По-прежнему живет в общежитии, растит 12-летнего сына Сиявуша и 5-летнюю дочь Сабину. Вдобавок несет общественную нагрузку, являясь председателем таджикской диаспоры. В Томске постоянно проживают около полусотни выходцев из Таджикистана, имеющих российское гражданство. Многие работают в бюджетной сфере, остальные ведут мелкий бизнес – держат кафе, сапожные мастерские, торговые точки.

– Среди земляков, осевших в Томске, есть хирург, врач-ортопед, участковый, строители, предприниматели – перечисляет Сайфулло. – Мы, естественно, поддерживаем отношения, встречаемся, но круг общения гораздо шире, а большинство друзей – русские. Правда, дома с детьми стараемся разговаривать на родном языке, они все понимают, но отвечают на русском.

Связь с родиной он не прерывает, помогает родственникам, родителям-пенсионерам. По его совету в Томск перебрался племянник, который закончил училище, а сейчас готовится к защите диплома ТУСУРа.

– Уровень жизни в Таджикистане несравнимо более низкий, – говорит Сайфулло. – Средняя зарплата 60 долларов, пенсия – 20 долларов. Почти все производство стоит, и найти работу очень сложно. В сельской местности выживают только благодаря натуральному хозяйству. Поэтому многие стремятся уехать в Россию, чтобы как-то обеспечить свои семьи. Я свое место нашел в Томске.

– Есть ли мечта? – переспрашивает он на прощание. – Есть. Мечтаю взять ипотечный кредит и купить собственную квартиру, чтобы чувствовать себя настоящим томичом.

 

Сайфулло Исматуллоев: «Мечтаю взять ипотечный кредит и купить собственную квартиру, чтобы чувствовать себя настоящим томичом»

 

Если в 1990-е в Томск ехали квалифицированные специалисты, многие из которых имели высшее образование, то сегодня большинство приезжающих вообще не имеют профессии и согласны на любую работу

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 4 =