Почему работа такси не вписана в транспортную систему города
Вобластной Думе бурно обсуждается закон «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области», призванный навести порядок в таксомоторных перевозках.
Законопроект предполагает ряд дополнительных требований. Например, водитель такси должен иметь стаж не менее трех лет, срок эксплуатации автомобиля не должен превышать 8 лет, запрещается выезд водителей на линию без медицинского осмотра и т.д.
– Большинство норм, которые сегодня обсуждают депутаты, уже регламентированы в законодательных документах разного уровня и работают, – говорят представители таксопарков. – Проблема заключается в другом: число так называемых бордюрщиков на томских дорогах превышает автомобили таксопарков в два, а то и в три раза. Законопроект, обсуждаемый в Думе, вновь касается только нас. О наведении реального порядка на дороге никто не думает…
Лучшие из худших
На столе у Ивана Бубенова, замначальника Управления государственного автодорожного надзора по Томской области, целая кипа папок правил, регламентов, законопроектов. В них оговорено все: начиная от внешнего вида водителя такси и заканчивая состоянием автомобиля. Контролировать соблюдение всех этих правил – компетенция УГАДН. И как раз сейчас управление ведет плановую проверку, постепенно прочесывая таксопарки города.
Нарушения массовые и серьезные. И касаются всех аспектов деятельности. Здесь и уклонение от уплаты налогов, и нарушение трудового законодательства, и водители с просроченными правами, вовсе без водительских удостоверений. В таксопарках не проводятся (или проводятся с нарушениями) ежедневные предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей и речи не идет об обязательных водительских инструктажах.
Есть серьезные нарушения при составлении графиков работы водителей. Например, в некоторых таксофирмах предусматривается 12-часовая продолжительность смены. То есть за рулем водители находятся по 72 часа в неделю против 40 часов, регламентированных приказом Минтранса.
Отдельный блок нарушений – «Обеспечение транспортных средств в технически исправном состоянии». В таксопарках не организован ежедневный технический контроль, своевременный ремонт машин. Работают автомобили с просроченным техосмотром (для такси – свыше 6 месяцев), страховыми полюсами.
На фоне таких нарушений отсутствие у диспетчеров необходимой квалификации или некорректное заполнение журнала регистрации заказов выглядит мелочью, недостойной внимания.
– Все материалы проверки мы передаем в прокуратуру. Предприниматели могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности, – говорит Иван Бубенов и добавляет: – И это – лучшие из худших! Лучших из лучших в Томске вообще нет.
Редкие постовые
– После выхода Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» мы можем проводить проверки лишь в плановом порядке раз в три года, – поясняет Иван Бубенов.
Однако даже плановые проверки УГАДН выполнить трудно: на 22 сотрудника управления приходится порядка 8 тыс. субъектов автомобильного транспорта (и грузовики, и автобусы) и дорожного хозяйства.
А огромная часть рынка такси вообще оказалась законодательно неконтролируемой. Речь идет о так называемых бомбилах, бордюрщиках. В 2005 году в России отменили обязательное лицензирование такси. С тех пор заниматься частными перевозками может любой индивидуальный предприниматель. При этом, если лицензия не требуется, контролерам и отобрать ее невозможно…
Парк против бордюра
По отношению к бомбилам представители таксопарков настроены враждебно: говорят, что бордюрщики для них – источник экономических и имиджевых потерь.
Например, сегодня ценовая политика таксопарков во многом направлена на то, чтобы отбить клиентов у бордюра. Бомбилы дешевле чем за 150 рублей возят неохотно. Средний прайс в диспетчерских – 100 рублей.
Кроме этого, в городе есть откровенно конфликтные точки вроде Томска-I, куда водителям таксопарков подъезжать просто опасно. Нередко дело доходит до драк.
Не менее серьезны, говорят представители таксопарков, имиджевые потери.
Недавно ГИБДД озвучила статистику: в 2009 году выявлено более 52 тыс. нарушений ПДД, совершенных водителями легковых такси.
– Представители ГИБДД говорят, что количество ДТП с участием такси растет. Но 80% автомобилей, о которых идет речь, не входят в таксопарки – это частники! – кипятится соучредитель такси «Авангард» Алексей Спиридонов.
– На бордюрах работают те, кого не берут в фирмы, – солидарен директор «Русского такси», – они могут быть пьяны, неадекватны, некомпетентны. Ездить с ними попросту небезопасно. С частника – никакого спроса. А все заказы, поступившие в наше такси, фиксируются, телефонные разговоры записываются. Клиент защищен.
– Наши законодатели вновь хотят навести порядок там, где он, пусть и не абсолютный, но есть, – продолжает Алексей Спиридонов. – А то, что творится за рамками легальных таксопарков, так и останется неконтролируемым.
Более того, в ходе думского обсуждения были высказаны опасения, что требования законопроекта могут оказаться слишком тяжелыми для части нынешнего легального бизнеса, и он уйдет в тень. А значит, порядка станет еще меньше.
Такси, которое ездит само по себе
В последний месяц каждый четверг в управлении государственного автодорожного надзора – урок «таксограмотности». Представители крупных таксопарков знакомятся с новыми нормами и правилами, стремятся привести рабочую документацию в порядок.
– Мы выполним все требования, – говорит руководитель «Русского такси» Евгений Иванов. – Но именно для того, чтобы пройти проверку. Нам говорят о новой форме путевок. Но зачем они нужны, если потребность в них возникает раз в три года, а для представителей ГИБДД и водитель таксопарка и бордюрщик равны?
Приведение документации в порядок требует не только времени, усилий, но и денег. Так, например, для диспетчера согласно законодательным нормам обязательно среднее специальное образование. Переобучение одного сотрудника обойдется таксопарку в 2,5 тыс. рублей. Обучение механика до нужной «бумажной» квалификации – 9 тыс. рублей.
– В целом мы идем на сотрудничество с властными структурами, но в ответ не получаем ничего ни от ГИБДД, ни от администрации города, – говорят представители таксопарков.
И эти претензии имеют под собой реальные основания. В транспортную систему города таксомоторные перевозки не вписаны. Существуют сами по себе.
– Фактически сегодня эта деятельность никак не контролируется, – говорит Николай Клокотин, глава комитета по транспорту городской администрации. – Муниципальная власть, согласно уставу города, обеспечивает решение вопросов, связанных с транспортом общего пользования – автобусы, троллейбусы, трамваи. Такси выпадает из этого ряда.
– Никому, кроме нас и клиентов, наведение порядка не нужно, – сходятся во мнении представители крупных таксопарков. – Нам не идут навстречу с выделением земли для строительства контрольно-пропускных пунктов, необходимых для выпуска машин на линию. В городе нет официальных парковок для такси – мест посадки и высадки пассажиров. Никто из властей не делает попытки разобраться со «злачными местами». Мы считаем, что именно эти вопросы, а не изобретение новых норм и запретов требуют немедленного решения.
Под угрозой наказания
Тем временем в областной ГИБДД уверены: областной закон, регламентирующий работу такси, нужен и принесет пользу. Сегодня, поясняют в ГИБДД, инспектор может оштрафовать водителя за нарушение правил дорожного движения, но при этом не имеет права запретить ему дальше перевозить пассажиров при тех же систематических нарушениях. А в случае принятия закона таксофирмы и индивидуальные предприниматели под угрозой штрафов будут мотивированы на оказание качественных услуг.
При этом люди, так или иначе имеющие отношение к теме, пока затрудняются ответить на ряд вопросов о том, как на практике будет исполняться закон. И это не удивительно – текст законопроекта уже несколько раз менялся, и окончательный вариант пока не известен.
Слово автора
Любой постоянный клиент таксопарков скажет: сервис, мягко говоря, не идеален. Здесь и заявления водителей о том, что за рулем они находятся вторые сутки; и байки, что после ста граммов водят лучше; и дребезжащие двери, и разбитые стекла. По сути, томичи действительно выбирают лучшее из худшего…
Проблема решается генерированием новых законов? А разве сегодня нет требования обязательного медосмотра водителей перед выходом на линию? (Равно как требования инструктажей, регулярного обследования автомобиля.) Соблюдается? Увы…
Новые нормы, которые сейчас УГАДН изучает с таксистами, вышли в марте прошлого года. Почему разбирают только сейчас? Подошло время проверки…
Мэрия не отвечает за таксомоторные перевозки? А в понятие «комфортная городская среда», за которую отвечает-таки мэрия, работа такси входит?
И, наконец, несмотря на все заверения представителей таксопарков, систематической работы по улучшению сервиса со стороны перевозчиков не заметно…
Может, потому, что даже при убогом сервисе дефицитом клиентов такси не страдают?
В общем, пока никто не хотел быть крайним. И потому эта роль по умолчанию достается потребителю.
Написать письмо автору можно по e-mail: ks@tnews.tomsknet.ru