Modern Talking

ПРО «ЛИХИЕ 1990-е», «СУВЕРЕННУЮ ДЕМОКРАТИЮ» И «КОНСЕРВАТИВНУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ»

Слово «модернизация» овладевает умами россиян – новое послание власти к гражданам сформировано и усваивается. В чем оно состоит?

Первое десятилетие

К началу 2009 года ресурс прежнего, первого десятилетия нового века, послания власти к гражданам был полностью исчерпан. Тот посыл, напомню, состоял из двух частей: страна успешно преодолевает «лихие 90-е» – экономически и политически «встает с колен». И все это, вместе взятое, – «суверенная демократия». Словом, кругом полная стабильность: мы — великая энергетическая держава, строим многополярный мир и обеспечиваем неуклонный рост благосостояния населения. И так, уважаемые граждане, будет и впредь, ибо это уже определено официальным документом «Стратегия развития России до 2020 года». Которую «ЕдРо» сразу же именовало «планом Путина».

И все бы хорошо, но здесь случились две вещи.

По инерции

Во-первых, в марте 2008-го был избран новый президент России. И сколь ни говори о нерушимом тандеме, а новому главе государства надо что-то гражданам сказать. И, кстати, Дмитрий Медведев сразу попытался это сделать – намекнул, что «не все в порядке в королевстве Датском». Если кто забыл, прологом к сегодняшнему посылу о необходимости модернизации стало программное выступление кандидата в президенты, тогдашнего вице-премьера Правительства РФ, сделанное 15 февраля 2008 года в Красноярске:

– …Мы должны сконцентрироваться в ближайшие четыре года на четырех своеобразных «И»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции.

Это было свежо, необычно и… прошло абсолютно незамеченным для граждан, подавляющим большинством голосов 12 марта избравших Дмитрия Медведева президентом России.

И это было не удивительно. Потому что цена на нефть зашкаливала за 140 долларов за баррель, а потом вообще «случилось» – пятидневная война на Кавказе, признанные только Россией Абхазия и Южная Осетия, политический труп Саакашвили, «Россия не боится оказаться в международной изоляции!», многополярный мир (экзотический прежде борец с империализмом Уго Чавес тогда был как родной)… В общем, четыре «И» были скомканы «суверенной демократией» – «Дорогие сограждане, инновации во время маневров – нонсенс, фуражки носят согласно уставу, всем быть патриотами!».

Во-вторых, даже не будь Саакашвили, формулировка нового мэссиджа была еще не очень актуальна. Президент лишь несколько месяцев в должности, а главное – скажи тогда, что через несколько месяцев словосочетание «экономический кризис» станет самым употребляемым, за сумасшедшего бы приняли. Словом, какое-то время по инерции продолжилось «вставание с колен»: в момент окончательного утверждения «Стратегии-2020» кризис уже бушевал как пьяный громила, но официально не был признан – «Россия останется островком стабильности»…

Однако насущность нового послания власти к гражданам становилась все более очевидной. Несмотря на патерналистские обещания неуклонного роста экономики, уровень реальных доходов большинства россиян, как официально было признано, начал падать (и продолжает). «Вставание с колен» стало существенно расходиться с эмпирическим ощущением, данным гражданам при определении толщины их бумажников. А «суверенность» перестала вдохновлять, например, при уже осознанном страхе перед насилием со стороны милиции. И на этом фоне Олимпиада в Сочи – не «до свиданья, наш ласковый Ми-и-и-ша!» – не радует; а саммит стран АТЭК-2012 так уж совсем… И президент уже со стажем.

Вперед, но не быстро!

В этих условиях кристаллизация нового послания пошла ускоренными темпами и противолодочными зигзагами.

Осенью-2009 прозвучало: «Россия, вперед!» – призыв Дмитрия Медведева к модернизации всего и вся. И это было подтверждено в Послании президента Федеральному собранию.

Затем на ноябрьском съезде «ЕдРо» последовало сущностное уточнение: был произнесен новый термин «консервативная модернизация». (Говорят, очередное ноу-хау автора «суверенной демократии» Владислава Суркова.) То есть вперед, но не быстро. Во всяком случае, как-то не так «вперед», как кто-то вначале наивно мог понять президента.

Затем (в начале февраля) промедведевский ИНСОР (Институт современного развития) взбудоражил интеллектуальную публику заказом на немедленные и стремительные либеральные общественно-политические реформы.

Через неделю контргалсом тот же Владислав Сурков заявил: «консолидированная власть» не допустит «политическую распущенность».

В итоге на сегодня в сухом остатке имеем призыв к частичной политической модернизации (то есть стабильность) и всеобщей технологической (подмосковная силиконовая долина, вал инновационных проектов крупного бизнеса и т.д.).

Рубли и баксы

Для большинства людей «лихие 90-е» стали тяжелым испытанием. Но и временем больших возможностей. Во всяком случае, те, кто сегодня у руля и кто автоматически уже ругает последнее десятилетие прошлого века, своим политическим и экономическим успехом обязаны именно 1990-м. И большинство бизнеса – оттуда же.

«Вставание с колен» в нулевое десятилетие, основанное на фантастических мировых ценах на энергоносители и дешевых западных кредитах, действительно обеспечило лучшую жизнь десяткам миллионов россиян. Относительно лучшую – как показатель можно привести 14-16% людей, находящихся за чертой бедности. Успешные же, приняв новые правила игры, накопили гигантские состояния.

Что даст «консервативная модернизация» – заказ «консолидированного государства» крупному бизнесу?

Авторы проекта уверены в успехе: говорят про «инновационный конвейер на триллион рублей к 2015 году».

Критики же утверждают: патерналистские по своей сути обещания, что олигархи под командованием государства создадут всеобщее изобилие, есть «Город Солнца». (Аргументов приводят много – экономических, технических, политических, финансовых. Например, на модернизацию в бюджете-2010 заложено 10 млрд рублей, а стоимость всей нефтегазовой программы до 2014 года превышает миллиардов 60 – долларов. Основной потребитель инноваций – малый и средний бизнес, стремящийся к повышению конкурентоспособности. Основной производитель инноваций – малый бизнес и свободное общество. В общем, кремниевая долина в Калифорнии создавалась не корпорациями по плану из Вашингтона, а совсем другим путем – провинциальный Стэндфордский университет искал источник заработка, и декан одного из факультетов предложил построить офисы, привлекая арендаторов кадровой помощью науки.)

Перспектива

В конечном итоге критики делятся на пессимистов и оптимистов.

Первые говорят, что призыв к модернизации нельзя воспринимать всерьез – это только лозунг.

Вторые надеются, что новое послание власти к гражданам в перспективе-2012 приведет-таки к смене реальных ориентиров.

Modern Talking (англ.) – современный разговор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + девятнадцать =