Так чей колодец?

Открытое письмо директора Томского филиала Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН профессора Степана Шварцева к губернатору и спикеру облдумы о судьбе водозабора в связи с планами застройки левобережья Томи (отправленное, заметим, еще в конце 2009-го!) возымело наконец какое-то действие: вчера прошло первое заседание экологической комиссии комитета по экономической политике облдумы, посвященное этой теме.

Председатель комиссии Александр Френовский осторожно ограничил рамки этой встречи только лишь постановкой проблемы. Однако прозвучавшие мнения обрисовали всю остроту и даже некую предкатастрофичность ситуации с городским колодцем вполне отчетливо.

Ученые

Профессор Шварцев провел «геологический ликбез», продемонстрировав, как в зоне массивного забора воды в верхнем водоносном горизонте возникает 14-15 километровая депрессионная воронка, как насос, затягивающая поверхностные и грунтовые воды. Пока горизонт находится довольно глубоко (60-80 м), вода более-менее чистая, с его понижением воронка будет расти.

– Подземная вода из скважин – это атмосферные осадки, просачивающиеся под землю на всей площади Обь-Томского междуречья, если загрязнить эту территорию, мы неизбежно испортим воду, которую пьем. Застраивать ее категорически нельзя!

Замдиректора ОАО «Томскгеомониторинг» Юрий Макушин, похоже, не видит в том особой опасности:

– Мы составили геофильтрационные и геомиграционные модели с переоценкой запасов воды на 2032 год – прогнозируем максимальное понижение горизонта чуть более чем на 15 метров. Бактериальное загрязнение, по нашему мнению, возможно только через затрубное пространство или через скважину – во время ее ремонта…

Производственники

Главный инженер «Томского энергокомплекса» Юрий Гончаров, напротив, встревожен:

– За 37 лет эксплуатации водозабора нам удалось сохранить его в достаточно хорошем состоянии. Но сейчас идет стремительная вырубка лесов вокруг водозабора, это может крайне негативно повлиять на состояние водоносного горизонта! Воздействовать на этот процесс мы не можем, мы ведь только арендаторы…

– В лесах идут сплошные промысловые рубки, потому что у них нет никакого охранного статуса, – вторит ему начальник отдела по природопользованию и экологии МУП «ТЭК» Надежда Аносова. – Санитарно-защитные зоны за 37 лет эксплуатации водозабора так и не были установлены! То есть они были занесены как расчетные в исходной документации при строительстве скважин, потом работа по законному установлению зон так и не была выполнена.

Власть

Кто должен установить зоны? Хозяин. Кто хозяин водозабора? Город.

На вопросы депутатов, почему разоряются леса вокруг городского колодца, заммэра Евгений Паршуто ответил:

– Водозабор – это комплекс инженерных сооружений. Выделение же земли под застройку ведет администрация Томского района, это относится к компетенции земельных отношений, а санитарно-защитная зона – к компетенции региональной власти…

Получается, нет пока закона, защищающего главную систему жизнеобеспечения полумиллионного города. А вот закон, разрешающий ее губить, напротив, есть: это тот самый 165-й областной, предоставляющий жителям право заготавливать лес для собственных нужд, в том числе и в заповедном междуречье.

Написать письмо автору можно по e-mail: inessa@tnews.tomsknet.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − шесть =