Бизнес-мороз

Плюсы и минусы аномально холодной зимы для томских предпринимателей

 

Январь для нашего бизнеса стал провальным. За весь месяц через ледовый городок на Белом озере прошло столько же людей, сколько обычно проходит за два праздничных дня 31 декабря и 1 января, – рассказывает директор ООО «Аттракцион» Андрей Семухин. – Такой морозной зимы я не помню – мы понесли приличные убытки. Но плакать нет смысла. Наш бизнес высокорискованный, и надо быть готовым к любой погоде. Мы знали о неблагоприятном прогнозе и сделали накопления, достаточные для выплаты зарплаты работникам.

Пустующие ледовые городки, катки и лыжни – картинки, ставшие традиционными аномально морозной зимой. За непопулярными в этот сезон развлечениями стоят конкретные предприятия, вложившие деньги в бизнес и не получившие ожидаемого дохода. Мороз спутал планы. Какой бизнес в Томске понес из-за холодов убытки, а какой, напротив, оказался в прибыли?

Непопулярные услуги

Самыми пострадавшими от крепких морозов стали, естественно, предприятия, бизнес которых является сезонным, – ледовые городки, катки, лыжни. Из них наиболее невостребованными в эту зиму оказались городки. Играть среди ледяных фигур в стужу ни детям, ни взрослым не хотелось. Для владельцев ледовых городков, в строительство которых были вложены серьезные финансы, эта зима стала провальной. Относительно благополучнее картина на катках и лыжных базах.

– Постепенно люди стали привыкать к морозам – при 22-24 градусах ниже ноля выходили на лыжню. Если холоднее – уходить в лес на лыжах уже не рисковали, но на коньках катались, например, при минус 26, – рассказывает тренер по лыжной подготовке спорткомплекса «Кедр» Галина Семенова. – Но, безусловно, число посещений катка ощутимо понизилось, поток занимающихся зимними видами спорта по сравнению с прошлым сезоном меньше раза в два.

– У нас, в принципе, летний бизнес, зимой работают только каток и ледовый городок. Мы в два раза снизили стоимость билетов, до 30–60 рублей, передали мэрии тысячу бесплатных билетов для детей и тысячу Кировской администрации в наш городок у «Томских товаров»… Посетителей – ноль. Работать не для кого, половина сотрудников в отпусках, – говорит Валерия Нижегородцева, представитель Горсада.

Жалуются на холодную погоду и лесозаготовители: из-за морозов почти остановилась заготовка леса – люди замерзают, техника ломается. В итоге сложно стало купить даже обычные дрова…

– Два месяца техника стояла из-за холодов, – говорит и владелец малого бизнеса (грузоперевозки, автокран) Евгений. – Хорошо еще, что своя, остались без прибыли, но и без убытков.

Противостоять морозам бизнесу, чья деятельность происходит на открытом воздухе, невозможно, считают предприниматели. Выручить может только комплексный подход – сочетание услуг на улице и в стационарных помещениях.

– Идеальный вариант – наш комплекс на Белом озере, – поясняет Андрей Семухин. – Если пришла семья на каток или в городок и замерзли – идут греться в кафе. На Крещение, например, очень много томичей пришли погружаться в воду озера. И количество посещений стационарного комплекса сразу выросло: только чая в тот день было выпито на 10 тыс. рублей!

В общем, чай – антиморозная мера.

«Нагрелись» в холоде

Полуторачасовые очереди за билетами в кинотеатре «КиноМакс» – такой рост популярности киносеансов спровоцировали крепкие морозы. И при минус 40 количество желающих попасть на премьерный показ, толпящихся у окошек касс, не уменьшалось.

– Спасибо морозам и качественному репертуару, – поясняют в рекламном отделе кинотеатра «КиноМакс». – Заполняемость залов в этом январе составила 90%, в прошлом году в том же месяце этот показатель был равен 60%.

В общем, в морозные дни кинотеатры, а также ночные клубы стали чуть ли не единственным способом развлечения для тех, кто не хотел сидеть дома.

Резко выросли продажи электрообогревательной бытовой техники.

– За две недели мы реализовали все обогреватели и тепловентиляторы, какие были в запасе на всю зиму, – говорит начальник торгового отдела магазина «Практик» на ул. Котовского Игорь Стебелев. – Если раньше один обогреватель продавался в среднем за 2–3 дня, то в эту зиму за один день в среднем по 4–5 приборов.

Многие компании оказались не готовы к такому спросу, поясняет Стебелев. Ведь на реализации оставались запасы прошлого года, когда спроса на тепловентиляторы и обогреватели почти не было. Зима начиналась плавно, и даже когда в конце декабря ударил мороз, народ затаился. И только в январе обогреватели стремительно начали раскупать. За две недели смели все, что было. С конца января тепловентиляторов и обогревателей в продаже уже не осталось.

– Однако мы отметили и другую закономерность – из-за холодов клиентов в магазинах стало меньше по сравнению с прошлым годом, – говорит товаровед магазина «Практик» на ул. Беринга Юлия Черенкова.

Так что говорить о весомой прибыли владельцев магазинов бытовой техники все же не стоит. Обогреватели – лишь один из товаров этого рынка, и для многих не основной.

Выиграли от морозов и автосервисы. Вырос спрос на все, что обеспечивает холодный пуск двигателя: свечи зажигания, аккумуляторные батареи, синтетические масла…

– То, что обращений к нам в эту зиму стало больше, видно невооруженным глазом – рост процентов на 20, – отмечает директор автоцентра «АДС» Алексей Казанский. – Самая востребованная услуга – холодный запуск, ремонт систем отопления.

Вырос спрос и на услуги такси. Выигрывают те фирмы, чьи машины могут заводиться на морозе. При этом таксомоторные компании не спешат поднимать тарифы – надеются удержать клиентов.

Холода стали подарком и для компаний, которые производят и продают теплую одежду и обувь. Свитера и варежки – самая востребованная зимняя одежда.

– Но не могу сказать, что вырос спрос на шубы, – говорит директор ателье-магазина «Белка» Ольга Филатова. – Здесь больше морозов сказывается кризис – покупательская способность все-таки ниже, чем в предыдущие годы.

Другое дело, что нынешние морозы могут отразиться на принятии решений о покупке шубы в следующем году, считает Филатова. Если раньше шуба могла ползимы провисеть в шкафу, то в этому году такого не было. И у многих томичей зимняя одежда к концу сезона оказалась попросту изношена.

Службы доставки продуктов питания также не могут пожаловаться на морозы – люди предпочитают заказать еду на дом, а не тащиться по холоду в магазин.

– Традиционно большой скачок заказов пришелся все-таки на новогодние праздники, в январе – феврале рост был процентов на 5, – говорит директор компании «Мир суши» Роман Казаков.

Не жалуются на сокращение клиентов и владельцы ресторанов.

– Доходы на уровне прошлогодних, хотя, как правило, в связи с уровнем инфляции каждый год все-таки был небольшой прирост. С чем это связать – с морозом или кризисом, честно говоря, не знаю, – говорит директор ресторана «Маленькая Азия» Елена Кинева. – Но должна отметить: стало больше дневных посетителей, больше берут горячих блюд, чай, кофе – днем выручка была неплохая. Но гораздо меньше людей приходило в ресторан в позднее время. Мы работаем до 2 часов ночи, и если раньше посетители могли прийти и после 12 часов, то в эту зиму, конечно, такого не было, тем более в особенно холодные ночи.

Материал подготовили: Наталья ЗАВЬЯЛОВА,

Елена НАЗАРОВА,

Анастасия СЕЛЯНИНА

От редакции:

Порой больше многих слов говорит их отсутствие – фигура умолчания. В нашем случае нестандартная зима ярко оттенила разницу в сознании (психологии) и, как следствие, в поведении представителей малого и среднего бизнеса и работников бюджетной сферы. На фоне стоического молчания первых, терпящих порой очень тяжелые убытки, стала очень выпуклой привычка вторых громко жаловаться практически по любому поводу. Такова разница между настроем «богатой стабильности» и привычкой биться за место «под тусклым зимним солнцем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =