Курс на нравственность

Изучение в школах основ религиозных культур и светской этики до сих пор вызывает вопросы  

Со вторника, 9 марта, для 446 педагогов Томской области начались курсы повышения квалификации по предмету «основы религиозных культур и светской этики». С 1 апреля его будут изучать больше 9 тыс. четвероклассников во всех городских и сельских школах. Обучение пока носит статус эксперимента (он идет в 19 регионах страны), впрочем, его противники надеются: будет найдена более приемлемая форма нравственного воспитания, чем столь специфический предмет.

Знание – сила

– Накануне 30 педагогов и методистов прошли обучение в Москве в Академии повышения квалификации, 29 из них получили сертификаты преподавателей-тренеров. Именно они сейчас проводят курсы для 446 учителей, которые непосредственно будут вести предмет в школах, – рассказывает проректор по учебно-методической работе Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Татьяна Расташанская. – Каждый получит специальные методические материалы по шести модулям, практические навыки по ведению предмета и пакет нормативных документов. Ставку мы делаем на преподавателей гуманитарных дисциплин, поскольку они уже обладают базовыми знаниями.

– Одно из главных требований к педагогу – равноотстраненность от всех конфессий. Этот курс исключительно светский, культурологический, – подчеркивает Татьяна Расташанская.

Учебники, по которым будут учиться четвероклассники, также написаны светскими учеными. Исключение составили «основы православной культуры», автором которых является дьякон Андрей Кураев.

Вопрос ребром

В школы учебники поступят до 20 марта, само обучение начнется с 1 апреля и продолжится в первой четверти следующего учебного года. Пока нововведение носит статус эксперимента, организаторам предстоит решить много вопросов, например, как быть с малокомплектными школами, где учатся только ученики начальных классов? Им придется начинать изучение предмета в одной школе, заканчивать – в другой…

Открыт вопрос и с комплектованием классов. Уже известно, что, например, основы буддийской культуры выбрали для изучения всего три человека в области. Получается, школы будут по полной программе оплачивать часы учителя, фактически проводящего индивидуальный урок? Либо – уговаривать учеников перейти в другую группу при декларируемой свободе выбора?

– Каждый ученик, даже если он один, сможет обучаться согласно выбору его родителей, – заверяет Татьяна Расташанская.

– Но даже видимость выбора принесет вред: дети будут разделены по конфессиональному признаку, и на этой почве могут возникнуть конфликты, – считает завкафедрой социологии философского факультета ТГУ кандидат философских наук Николай Поправко. – Обсуждается прекрасная идея – для воспитания патриотизма и повышения культуры ввести в школах «историю народов России». Но, видимо, пока в образовательной системе сильнее другие группы: те, которые занимаются дележом денег, выделенных на недешевый эксперимент, и те, кто удовлетворяет реформаторский зуд. Радует одно – больше 60% родителей выбрали для своих детей нейтральный предмет «основы светской этики». Надеюсь, это послужит стимулом к тому, чтобы эксперимент отменили.

От первого лица  

Лев Пичурин, кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурологии ТУСУРа, депутат Думы города Томска:

– Не сочтите за старческое брюзжание, но приходится констатировать: происходит падение нравственности среди молодежи. В советские годы функцию нравственного воспитания худо-бедно выполняли пионерия и комсомол, сейчас же образовался вакуум. Его нужно заполнять, и делать это решили с помощью отдельного предмета. По-моему, идея крайне спорная.

Я полностью согласен с тем, что необходимо повышать уровень общей культуры. Современный человек должен знать, кто такой Моисей, когда слышит о заповедях Моисея, должен понимать библейские сюжеты произведений русского и тем более итальянского и французского классицизма, когда смотрит на них в Третьяковской галерее… Но я бы не хотел, чтобы, например, моему правнуку-первокласснику вдалбливали религиозные постулаты. К сожалению, есть опасение, что именно этим все и закончится. Предмет рискует превратиться в новое издание Закона Божьего, что в светском государстве не только нелепо, но и противозаконно. Кроме того, в нашей многоконфессиональной стране это может привести к очень большим осложнениям.

Есть и другая сторона. Как педагог, берусь утверждать: не может человек, а тем более маленький человечек, изучать одновременно больше шести-семи, от силы восьми предметов. Предметов должно быть немного, но они должны быть содержательными и глубокими. Скажем, не повредило бы на уроках литературы наряду с Пушкиным, Лермонтовым, Достоевским изучать классические религиозные произведения христианства или мыслителей мусульманского Востока. Ведь, если не учитывать явные противоречия и некоторые малодопустимые ситуации, Библия и Коран – это интереснейшие художественные произведения! Причем они не просто интересны и поучительны – религия оставила колоссальный след в искусстве и истории. Так логичнее включить соответствующую главу в разные предметы, от литературы и истории до музыки и рисования, чем вводить дополнительный курс. Непонятен мне и отдельный модуль по светской этике, который можно выбрать в качестве альтернативы религии. Достаточно внимательно прочитать «Анну Каренину», «Войну и мир», добавить к этому «Воскресение» – и в плане представлений о светской этике все встанет на свои места… А воспитание этике реализуется вовсе не на уроках.

И, наконец, последний аргумент: учебный план в школах – не резиновый шар. За счет чего изучать «основы мировых религиозных культур и светской этики»? За счет математики, русского языка, географии?..

 

В рамках курса «основы религиозных культур и светской этики» модуль «основы светской этики» в Томской области выбрали 5313 учеников из 9060. Основы культур мировых религий предпочли 1986 человек, основы православной культуры – 1666, исламской – 69, иудейской – 5, буддийской – 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *