Топливная эволюция

«Газпром нефть» вывела на рынок топливо нового качества

Рынок автомобильного топлива и сопутствующих услуг лишь на первый взгляд статичен. Здесь незримо идут свои «геолого-исторические» процессы — медленные подвижки одних операторов навстречу друг другу, вытеснение слабых сильными, «извержения», когда за считанные дни на рынке появляются новые «острова» и «архипелаги» АЗС, банальное отмирание в процессе естественного отбора. Но самое главное – чтобы эволюция топливного рынка приносила нам, потребителям, позитивные плоды — многогранный сервис, вежливое и профессиональное обслуживание и, конечно, возможность заправляться топливом только лучшего качества. Мы хотим от сетей АЗС надежности и стабильности, чтобы посещение АЗС поднимало настроение, а не было рутинной повинностью перед своим железным конем.

Одним из таких знаковых событий стал приход на региональные рынки АЗС нового формата под брендом «Газпромнефть». Это результат объединения тысячи с лишним автозаправочных станций в 14 регионах России, принадлежащих компании «Газпром нефть» и известных ранее под именами «Сибнефть», «Славнефть», EPetrol, «Альянс», «Новосибирскнефтепродукт» и другими.

Этим сетям, которые и ранее вполне достойно выглядели на своих рынках, предстоит переформатирование в единый и еще более высокий корпоративный стандарт нового класса под именем «Газпромнефть». И это не простая смена вывески или перекраска в фирменные цвета.

А у потребителей топлива появился шанс гарантированно получать топливо высшего качества. Откуда такая уверенность?

Попробуем разобраться. Когда мы видим на АЗС вывеску, например, АИ-95, редко кто задумается, что это значит. Так вот, «95» — так называемое октановое число (ОЧ) автомобильного (А) бензина по исследовательскому методу (об этом свидетельствует буква «И»). И это важный параметр: он определяет, насколько стабильно, без взрывных детонационных явлений, данный бензин будет работать в современных двигателях с высокой степенью сжатия. Хороший высокооктановый бензин позволит мотору автомобиля работать безопасно, на оптимальном режиме, с полной отдачей мощности с «кубика» объема и умеренным расходом топлива.

К сожалению, существующие критерии оценки качества топлива во всем мире весьма несовершенны. И октановое число — не исключение. Тот самый АИ-95 можно сделать двумя способами. Первый – сдобрить исходный дешевый бензин с низким ОЧ запредельным количеством нежелательных и опасных присадок. Можно также увеличить рекомендуемые дозы разрешенных добавок, таких как метилтретбутиловый эфир. Такой пиратский метод не требует ничего, кроме ведра, палки-мешалки и отсутствия совести. Мотору такой «корм», очевидно, вреден. Что уж говорить об экологии…

Но есть и второй способ – глубокая переработка нефтепродуктов. Он позволяет снизить пакет присадок в топливе до минимума (высокооктанового бензина, на 100% свободного от присадок, не бывает). Глубокая переработка возможна только на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, оснащенных современным оборудованием и вооруженных передовыми технологиями. Такой бензин, разумеется, в производстве будет дороже.

Вот только даже лучшая испытательная установка для двух таких разных по качеству продуктов покажет одно и то же высокое октановое число… Внешние и количественные показатели суррогата и настоящего высокооктанового бензина вроде бы в норме и одинаковы, но драйв-то совсем разный!

В составе компании «Газпром нефть» есть Омский нефтеперерабатывающий завод. Это один из флагманов нефтепереработки в России и один из крупнейших заводов мира. Глубина переработки нефти на омском заводе самая высокая в России и достигает 85%, а установленная мощность завода – 19,5 млн тонн в год.

Сегодня предприятие выпускает высокооктановые бензины «Премиум-Евро 95» и «Супер-Евро 98», соответствующие третьему экологическому классу. В этих продуктах снижена норма содержания вредного и опасного канцерогена — бензола с 5 до 1%, как того требуют последние мировые стандарты. На самом деле производителям достаточно сложно расстаться с 4% бензола по одной простой причине – его присутствие в топливе ощутимо поднимает общее октановое число бензина (ОЧ бензола равно 113). Более того, в этих бензинах более чем в три раза снижено содержание вредной для двигателя серы. Ограничивая содержание бензола и серы, заводу-производителю приходится увеличивать глубину переработки, чтобы получить требуемое ОЧ. Но на ОНПЗ эту проблему решили и выпустили действительно качественные и экологичные бензины. К слову, бензины ОНПЗ неоднократно выигрывали в конкурсе «100 лучших товаров России». Не забыты и «дизелисты» — завод выпускает семь (!) наименований дизтоплива, включая несколько видов зимнего и арктического (до -55 °С). Необходимость таких продуктов как нельзя лучше подтвердила нынешняя зима.

Но произвести хороший бензин или качественное дизтопливо мало. Транспортировка и хранение – не менее серьезная проблема. Здесь открывается широкое поле деятельности для нечистоплотных дельцов. Поэтому порой в заводском сертификате, вывешенном на АЗС, мы видим вполне благополучные цифры, а в бак автомобиля в то же время заливается нечто весьма непотребное.

Отрадно, что в компании «Газпром нефть» с появлением АЗС нового единого формата все звенья цепочки — производство, транспортировка, хранение и розничная реализация — контролируются и управляются единой жесткой вертикалью. Будем надеяться, что, заправляя «Премиум-Евро 95» на новой АЗС «Газпромнефть», мы будем получать то самое высококлассное топливо, что произвел флагман российской нефтехимии.

Марк ПАВЕРМАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =