Вернуть закону «томский вариант»

16 марта председатель Государственной думы Томской области Борис Мальцев принял участие в работе Совета законодателей России, состоявшегося в Москве, в Совете Федерации.

Основной вопрос, который рассмотрели руководители региональных парламентов, звучал так: «О совершенствовании законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Только за 2008–2009 годы в стране по малому бизнесу приняты десятки нормативно-правовых актов федерального уровня и еще сотни – регионального. Но на практике мы видим, что малый бизнес в последние годы не только не развивается, но и начинает чахнуть. Среди выступивших на эту тему (председатель Совета Федерации С. Миронов, руководители законодательных собраний Тверской, Свердловской областей, Краснодарского края, Москвы) был и спикер Государственной думы Томской области Борис Мальцев. Он обратил внимание коллег-законодателей на два момента.

Режим налогового благоприятствования

Первый – необходимо реанимировать и модернизировать закон о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД).

В свое время этот закон на территории Томской области применялся весьма эффективно. Он давал региональным законодателям достаточно широкие полномочия для развития малого бизнеса как в части установления видов деятельности, так и величины налога. Именно этим законом, принятым в Томске в 1998 году, было положено начало реальному и разумному подходу к проблеме налогообложения малого бизнеса, упрощению бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Для малого бизнеса областные законодатели создали режим «полного налогового благоприятствования». И как результат – за первые 3 года благодаря этому закону число малых предприятий в области увеличилось в полтора раза, до 7 тыс. Уже в 2002 году в Томской области в сфере малого бизнеса было занято около 100 тыс. человек, или каждый пятый из числа экономически активной части населения.

Однако в 2003 году Государственная дума Российской Федерации принимает Налоговый кодекс, который резко сузил диапазон применения этого закона. Многие виды деятельности в сфере предпринимательства были исключены из ЕНВД.

Еще через 3 года на федеральном уровне принимается очередное решение – о том, что все льготы по этому закону устанавливают органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, областные законодатели из этого процесса исключаются.

А ведь именно Государственная дума Томской области 16 раз меняла этот закон, и всегда в сторону создания лучших условий для развития малого бизнеса, минимизируя налоговую нагрузку. Ну что можно придумать в деревне, где работает одна торговая точка? Снизить этому магазину налог, чтобы появился еще один магазин? Но при этом нет возможности данному поселению закрыть, компенсировать выпадающие доходы своего бюджета. А когда Дума региональная писала правила для всех, то она могла маневрировать выпадающими доходами за счет всей области.

Мало того, сейчас придумали новую законодательную новеллу: если раньше предприниматель, работающий по ЕНВД, не платил страховые взносы с заработной платы наемных работников, то теперь его обязывают наравне с крупным бизнесом. А это тоже отражается на развитии малого и среднего предпринимательства не в лучшую сторону.

Таким образом, некогда очень хороший, действенный закон, который томичи очень активно применяли и который дал очень хорошие результаты по части развития предпринимательства, утратил свою привлекательность. А ведь Закон о едином налоге мог и должен стать, считает наш спикер, коренным во всей системе законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Пока же эта система выглядит очень громоздкой, и предпринимателю очень сложно в ней разобраться.

– Раз «малый» бизнес, то и законодательство должно быть малым, простым и понятным, – считает Борис Мальцев. – А мы его настолько усложнили, что дальше некуда. Хозяин какой-нибудь маленькой булочной замучается в этих законах разбираться.

Доступность кредитов

Второй момент, который Борис Мальцев отметил в своем выступлении на Совете законодателей, – это доступность кредитных ресурсов для малого и среднего предпринимательства.

Необходимо создать условия для более широкого применения микрокредитования и кредитования по упрощенной схеме. Такая упрощенная схема должна быть разработана и предложена самим банковским сообществом. В основу должен быть положен принцип: получить кредит легко, но ответственность за его возвратность еще более строгая, чем на сегодняшний день. Пока у нас наоборот: впереди идет «ответственность», а потом «доступность». Вместо того, чтобы человек мог получить кредит, а потом трясся от страха и работал, не покладая рук, чтобы вернуть заем, у нас сегодня банки трясутся, как бы этот кредит не дать.

– Я думаю, – отметил спикер областного парламента, – что и нашей Думе надо плотно заняться существующим законодательством в сфере малого и среднего предпринимательства – провести мониторинг решений, которые приняты и на федеральном уровне, и нами, и в муниципалитетах. Как эти решения выполняются, работают? Внести необходимые изменения и дополнения. С тем, чтобы создать наконец целостную систему законодательства по этому вопросу.

Владимир АЛЕКСАНДРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + шестнадцать =