Азиатский разрез глаз

Вирус национализма проникает в Томск  

Уголовные дела, связанные с национальным экстремизмом, для толерантного Томска до дней сегодняшних были нетипичны – лишь по одному делу в 2008-м и 2009-м. Причем экстремизм заключался в том, что на томских сайтах дважды появлялись ролики, выражающие расовую ненависть.

Но недавно эта радостно-скудная статистика пополнилась сразу несколькими кровавыми преступлениями. 19 марта задержана группа молодых людей, которые 14 и 15 января избили троих граждан Таджикистана, а 7 марта зверски убит 21-летний парень азиатской внешности, коренной томич.

Размять кулаки

Изуродованный труп 21-летнего томича был обнаружен 8 марта – тело лежало в гаражном массиве на ул. Угрюмова. Даже криминалисты, по роду своей профессии фиксирующие «ужасы нашего городка», были шокированы: десятки колото-резаных ран – все тело исполосовано, глаз выколот, ухо отрезано, а из горла скончавшегося торчит «розочка» – горлышко от разбитой бутылки…

Уже на следующий день подозреваемых допрашивал следователь по расследованию особо важных дел Константин Коваленко.

– Зверство совершили трое 17-летних подростков, – рассказывает детали Коваленко. – 7 марта два товарища решили «размять кулаки» и в качестве объекта выбрали попавшегося им на глаза молодого человека с азиатским разрезом глаз. Подозвали к себе и обвинили в том, что он совершил поджог. Решив поглумиться, друзья-товарищи взяли биту и, затащив жертву в гаражный массив, начали избивать – пинать, наносить удары. Затем, оставив парня умирать (по крайней мере, в таком исходе один из подростков был уверен), ушли отмечать с девчонками 8 марта.

Характеристика 17-летнего томича

– Первый, самый активный в этом деле и склонный к совершению преступлений, мне уже был знаком – ранее попадал в поле зрения правоохранительных органов и как раз за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть: на тот момент «герою» было 15 лет, он с товарищами постарше избивал мужчину – жаль, тогда не посадили… – поясняет Константин Коваленко.

С 2007 по 2010 год подросток дважды совершал корыстно-насильственные действия (с избиением людей) и находился на условном сроке. Парень из самой обычной семьи, где еще двое младших детей, а достаток родителей невысок; не учился и не работал – со слов родителей, у них уже опустились руки.

Второй подросток из неполной семьи, мама и бабушка инвалиды, но сам вроде бы хотел чего-то достичь – заканчивал вечернюю школу № 5, где его характеризуют как положительного ученика, не потерянного для общества.

На запах крови

В ночь на 8 марта преступный дуэт расстался. Однако 17-летний зачинщик избиения, прежде чем пойти домой, решил вернуться на место преступления. И позвал с собой знакомого – этот 17-летний парень, студент техникума, из благополучной семьи, пока проходит по делу свидетелем.

– Избитый молодой человек был еще жив, смог проползти пять метров. И организатор разборки, опасаясь, что парень выживет и сообщит куда следует, решил его добить. И как добить! – Коваленко не скрывает гнева. – Он разбил бутылку и «розочкой» начал медленно полосовать тело – изрезал живот, спину, выколол парню глаз, отрезал ухо… Ухо убийца забрал с собой – выбросил у подъезда своего дома, где в ходе оперативно-розыскных мероприятий этот вещдок был обнаружен.

Обвинения

Преступный дуэт находится в СИЗО, обоим предъявлены обвинения: зачинщику преступления по ст. 111 (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть) и по ст. 105 (убийство). Второму – по ст. 111.

– На допросах обвиняемые ведут себя по-разному: зачинщик – насквозь лживый – всячески пытается переложить вину на второго участника. Тот, следуя советам родственников, старается говорить правду, но все-таки не понимает, что лишил жизни человека: раскаяния не чувствую – лишь желание спасти собственную шкуру, – выносит свой приговор Константин Коваленко.

А по будущему приговору суда обвиняемым грозит по 10 лет лишения свободы.

Третий участник, пока свидетель, утверждает, что лишь в ужасе наблюдал, как его знакомый добивал жертву.

Не обольщаемся

Следствие планировало обновить обвинения задержанным – вменить пункт по «национальным мотивам». Но вчера после очередных консультаций в областном СУ СК при прокуратуре РФ по ТО все-таки решило ограничиться «хулиганскими побуждениями». Хотя, как поясняет Константин Коваленко, толерантному Томску не следует на сей счет обольщаться – убийство не без националистической подоплеки.

– Оба подростка рассказали, что ранее обсуждали тему неприязни к нерусским гражданам, – говорит Коваленко. – Один из обвиняемых не скрывает, что однажды принимал участие в избиении нерусских: его позвали их бить, и он с легкостью согласился. Обвиняемый уверяет, что темой проникся благодаря телевидению, где об экстремизме последнее время говорят довольно много.

Фото Ирины КАШАНЯН

 

– А убитый парень и так, как говорится, был богом обижен, – не скрывает переживаний Константин Коваленко. – Из-за родовой травмы немного отставал в развитии, мать умерла, когда он был маленьким, отца лишили родительских прав, вырос и жил в психоневрологическом интернате. 5 марта приехал в гости к отцу…

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 2 =