Биржа в будущее

  • Николай Бадулин и Владимир Плотников получили европейский патент на противораковый препарат. Теперь задача — найти средства для выхода на рынок

 

Томские инноваторы нашли новый инструмент для привлечения инвестиций

 

Уникальная технология производства препарата для лечения рака крови (лейкоза) у животных создана в Томске. Теперь это официально подтверждено Европейским патентным ведомством, уведомившим о скорой выдаче патента EPO научно-производственную фирму «ФиБр-Мед».

Ав начале апреля руководители ОАО «НПФ «ФиБр-Мед» Николай Бадулин и Владимир Плотников представят свой проект на «Финансовом форуме ММВБ – 2010», с тем чтобы в перспективе выйти с ним на московскую биржу.

Нашли друг друга

Как уже писали «ТН» (№ 515 от 18 февраля), сотрудничество ученого Владимира Плотникова и венчурного инвестора Николая Бадулина началось четыре года назад. У первого была проработанная идея, как подавить у животных развитие рака, имеющего вирусную природу, у второго – деньги, чтобы идея была воплощена.

– Нам удалось создать интегрированный продукт на основе соединений различных металлов (серебра, платины и т.д.), который превышает по показателям все то, что сейчас есть на рынке, – рассказывает к.м.н. Владимир Плотников. – Он имеет более широкий спектр излечиваемых патологий и стоит гораздо меньше аналогов.

– Препарат заинтересовал меня прежде всего тем, что в конечном итоге он ориентирован на людей, – добавляет генеральный директор инновационной управляющей компании «ФиБр», частный венчурный инвестор Николай Бадулин. – Специально для внедрения разработки была создана компания «ФиБр-Мед», где Владимир Михайлович стал исполнительным директором и владельцем доли. А я стал владельцем патентных прав. Так как до этого я не имел опыта патентования, то обратился за помощью в Агентство интеллектуальной собственности, к опытному патентному поверенному Людмиле Бутенко. То, что мы получили европейский патент, во многом ее заслуга.

Где Нобелевская?

Патент подтвердил уникальность препарата для Европы. На рынке он будет известен под маркой «Сильверол»®. Сейчас в Тульской области создается дочернее предприятие «ФиБр-Вет», которое будет заниматься продвижением новой методики на ветеринарном рынке (в Томской области, к сожалению, на просьбы инноватора пока не откликнулись). Более того, после 3 лет исследований Александр Ткаченко, заместитель губернатора Тульской области по сельскому хозяйству, предоставил собственную птицефабрику для проведения дополнительных тестов – на птицах. Эксперименты же на коровах и свиньях, проводившиеся в Тульской области и в Ставропольском крае, уже доказали эффективность препарата в лечении и профилактике лейкоза, а также хламидиоза и других вирусных и бактериальных заболеваний, являющихся бичом для фермерских хозяйств. Причем без побочных эффектов. Об этом есть заключение государственного Научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии.

– Когда 3 года назад мы познакомились с Александром Ткаченко, он сказал: «Николай, если вы сможете хотя бы купировать рак крови у коров, я как ветврач говорю – автору Нобелевскую премию дадут», – улыбается Бадулин. – Полгода назад, когда скрининг-тестирование показало великолепный результат, подтвержденный не на одной сотне животных, я спросил: «Александр Васильевич, где представление?..»

Когда финансы поют романсы

Для проведения государственной регистрации, развития производства и выхода на рынок требуются инвестиции в размере 11 млн рублей. Это в разы больше, чем было вложено на этапе разработки.

– Вот здесь начинается самое интересное, – говорит Николай Бадулин. – Получить помощь от государства не удалось до сих пор, хотя мы четыре раза подавали заявку в Фонд СРМФП НТС, и четыре раза нам отказали. У этой организации, мягко говоря, свои корпоративные интересы, своя «тусовка», равно как и у Российской венчурной компании. При этом даже там, где стремятся помочь, много нюансов. Я, например, как физическое лицо, ставшее обладателем международного патента, не могу получить компенсацию расходов на международное патентование, предусмотренную в бюджете Томской области: для этого надо получить статус частного предпринимателя, от которого я отказался в 2003 году. Сам я при этом прописан в Москве. То есть лозунг «Инвесторы, приезжайте в Томскую область!» ко мне, реально приехавшему и давно инвестирующему, пока имеет довольно слабое отношение. Я предложил Людмиле Бутенко инициировать поправки в закон Томской области, она надо мной только посмеялась: мол, года три будешь лбом об стену биться, и не факт, что пробьешь…

Инвестор ждет

– Сегодня самый оптимальный (а в некоторых случаях и единственный) инструмент для привлечения инвестиций – биржа. Облигации серьезных компаний размещаются по ставке ниже ставки ЦБ РФ. И если у вас есть понятная модель бизнеса, которую вы сумеете изложить на трех страничках, – считайте, инвестор у вас будет, так как на бирже постоянно существует спрос на новые объекты инвестиций со стороны частных и государственных фондов, – считает Николай Бадулин. – Акции Института стволовых клеток человека тысячи частных инвесторов расхватали как горячие пирожки! Биржевые торги – супер-инструмент движения к деньгам частных акционеров. А частные акционеры – это самые преданные акционеры: государство может обмануть, они – никогда, потому что вложили в тебя деньги и ждут отдачи.

Специально для того, чтобы на биржу могли заходить компании с малой капитализацией (максимально – до 15 млрд рублей), в рамках ММВБ создан так называемый Рынок инвестиций и инноваций (РИИ ММВБ) с сектором инновационных и растущих компаний (ИРК). Наблюдательный совет РИИ ММВБ возглавил Анатолий Чубайс, генеральный директор ГК «Роснанотех». Компании могут выставить на торги акции, корпоративные облигации или паи ПИФов. Ведомство Чубайса даже готово софинансировать процесс подготовки компаний к выводу на биржу, ведь инновационным компаниям нужно понести затраты на составление инвест-меморандума и адекватного бизнес-плана, подготовку презентации и раздаточного материала, проведение роуд-шоу (встречи с инвесторами).

– На биржу можно вывести какие угодно активы, например, в Гонконге или Шанхае свои акции собирается размещать буддийский монастырь Шаолинь, являющийся популярным туристическим центром, – рассказывает Николай Бадулин. – Во всем цивилизованном мире на биржу выходят затем, чтобы капитализировать свой бизнес, то есть получить его оценку открытым рынком, конвертировать технологии в денежную массу. Например, в Томске есть известный инноватор, который много лет говорит: «Мой патент стоит 15 млн долларов». Но патент имеет цену только тогда, когда превращается в бизнес. А так его стоимость отрицательна.

У страха глаза велики

Пока в Томске единицы компаний имеют биржевые котировки: так, свои облигации на ММВБ разместили Томская область и компания «Томск-Инвест», на лондонской биржевой площадке альтернативных инвестиций AIM котирует свои акции компания «Imperial Energy».

– Остальные пытаются развиваться за счет внутренней доходности, тем самым резко увеличивая цену на свою продукцию и снижая темпы развития. Из-за этого они проигрывают конкурентную борьбу.

– Почему до сих пор не на бирже «ЭлеСи», «Микран», Томский инструментальный завод, «Лама», «Элекард» – компании, которым есть что предложить инвесторам и которые неоднократно сталкивались с нехваткой средств на реализацию разработок? – риторически вопрошает венчурный инвестор и тут же отвечает: – Выход на биржу – это страшно. Риски заключаются в информировании конкурентов о планах (каждое решение совета директоров публикуется), повышенной налоговой нагрузке (на биржу могут выйти только те компании, которые работают «в белую»), негативный информационный фон при неудачном размещении и т.д. Но, на мой взгляд, взамен компания может получить несоизмеримо больше.

Так, при размещении на бирже московская компания «Институт стволовых клеток человека» (ИСКЧ) привлекла более 4 тыс. акционеров после двух недель торгов, которые выложили за 20% ИСКЧ более 143 млн рублей, подняв капитализацию компании в 75 сотрудников до уровня 1,0–1,4 млрд рублей. В результате за полгода ИСКЧ увеличила свою долю на рынке с 54 до 70%. Примерно такую же сумму получит Томский политех в течение пяти последующих лет, завоевав статус национального исследовательского университета…

В путь!

– 8 апреля мы с Владимиром Михайловичем и Евгением Владимировичем Плотниковыми в статусе победителей финала конкурса «БИТ Сибирь – 2010» будем докладывать соображения по строительству нашего бизнеса в Москве – в отеле The Ritz-Carlton пройдет «Финансовый форум – 2010», проводимый Московской межбанковской валютной биржей, – завершает Николай Бадулин. – Там же будут показаны отобранные представителями ММВБ четыре проекта из Томска и Красноярска, а также проект-победитель конкурса «БИТ-2009» – компания «Мехатроника-Про» (НИТПУ).

Список гостей форума впечатляет: Михаил Алексеев – председатель правления ЮниКредит Банка, Олег Вьюгин – председатель совета директоров ОАО «МДМ Банк», Юрий Соловьев – президент «ВТБ Капитал», высшие чины Минэкономразвития, Минфина, Сбербанка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + четырнадцать =