Кому вреда больше

Эксперты «ТН» спорят о том, к чему приведет уведомительный порядок работы медицинских организаций

Минздравсоцразвития намерено отменить лицензирование в сфере оказания платных медицинских услуг. Реформа может состояться до начала 2011 года. В Томской торгово-промышленной палате говорят, что в медицинской бизнес-среде Томска нет однозначного отношения к отмене лицензий. Самые крайние из мнений – у экспертов «ТН».

А судьи кто?

Вячеслав Новицкий, ректор СибГМУ, профессор, академик РАМН:

– В сегодняшнем состоянии частная медицина не готова к таким изменениям. Она и с лицензиями не отвечает должным требованиям даже на 50%, а что будет без них?

Проблема в том, что стартовый капитал на организацию этого бизнеса, как правило, дают далекие от медицинской среды люди. Они покупают здание, оборудование и заставляют наемных врачей как можно скорее «отбивать» затраты…

Сторонники отмены лицензирования говорят, что сегодня слишком много барьеров для бизнеса. Но их и должно быть много! Посмотрите, сколько развелось шарлатанов, которые под вывеской медицинского центра отнимают у людей здоровье…

Авторы инициативы ссылаются на западный опыт, где лицензирование медицинских услуг давно заменено другими контролирующими механизмами. Система действительно замечательная, например, если человек в Америке желает создать частную медицинскую практику, он выдерживает очень серьезные экзамены в ассоциации частнопрактикующих врачей. Проверяется все — от профессиональных знаний до наличия достаточных средств на организацию бизнеса. Только после этого выдается разрешение на открытие практики. Впоследствии ассоциация несет и моральную, и материальную ответственность. Если пациент недоволен качеством оказанных медицинских услуг, он может отсудить у этой организации несколько миллионов долларов. А теперь скажите, существуют ли в России органы, которые смогут осуществлять такой контроль и нести такую ответственность?

Сыр в мышеловке

Владимир Дирин, генеральный директор медико-экологического центра «Дюны»:

– Я за отмену лицензирования. В том виде, в каком оно существует сейчас, это чистой воды взяточничество и коррупция. В прошлом году, когда я продлевал лицензию, пришлось столкнуться с этой системой во всей ее красе. Перед нашей поездкой в Росздравнадзор коллеги по бизнесу говорили, что за получение лицензии приходится платить кое-кому до 400 тыс. рублей. Мы чемоданчик с деньгами брать не стали — тяжеловато везти. В итоге нам отказывали под разными предлогами, мы обращались в прокуратуру, в СМИ, общественную организацию ОПОРА, писали министру здравсоцразвития, в Росздравнадзор…

Бесплатную лицензию «Дюны» все-таки получили, но через полгода, тогда как 10 и 5 лет назад на это уходило 15 дней. Так что существующее положение мешает работать честным компаниям и никак не препятствует выходу на рынок нечестных.

Но при отмене лицензирования должен быть создан местный — не федеральный! — орган с соответствующими полномочиями, который бы решал спорные вопросы, возникающие при проверке деятельности. Наряду с чиновниками от здравоохранения войти в такой «суд присяжных» могли бы представители городских и областных бизнес-структур с хорошей репутацией — они заинтересованы в том, чтобы на рынок не попадали дискредитирующие отрасль медицинские услуги или приборы. А ответственность за выпускаемую медицинскую продукцию, равно как и за медицинские услуги, должна быть повышена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + семнадцать =