Объединение региональных голосов

Оксана Козловская: Ассоциацию услышат, когда у нее появится определенная история успеха

«ТН» продолжают обсуждение наметившейся в последние недели новой для российского инновационного поля консолидационной тенденции.

Напомним, ранее были озвучены два разных по уровню, но аналогичных по содержанию консолидационных проекта в сфере инновационного развития. Вице-губернатор Владислав Зинченко на Сибирском форуме образования заявил, что томские вузы и НИИ объединятся в консорциум. А в Красноярске на конференции «Развитие Сибири в 2010–2012 годах» прозвучали предложения об объединении в ассоциацию ТВЗ Томска и трех технопарков – новосибирского, красноярского и кузбасского.

В прошлом номере свою, резидентскую, точку зрения сформулировал директор «Элекард-Девайсез» Андрей Поздняков (весьма резко: чем отвлекаться на участие в ассоциациях, руководству ТВЗ неплохо было бы сосредоточить свои усилия на главном – создании благоприятных условий для инновационных фирм).

Сегодня о своем видении смысла и перспектив создания межрегиональной инновационной ассоциации «ТН» рассказывает автор идеи, первый вице-губернатор Оксана Козловская.

Реестр лучших практик

– В чем смысл? Мы можем как угодно относиться к процессам глобализации (не только в вопросах слияния и поглощения бизнесов, но и создания множества политических, экономических и социальных объединений), мне эти тенденции кажутся логичными и неизбежными. И российские регионы это хорошо понимают. В первую очередь это понимание приходит к инновационным бизнес- и инфраструктурным субъектам. Во всех развитых странах мира, для которых инновационный путь является приоритетным на протяжении не одного десятилетия, такие объединения эффективно работают.

Они необходимы, чтобы формировать некий реестр лучших практик. Мы все работаем на одном правовом и экономическом пространстве. И важно понять, что регион может сделать для ускорения своего инновационного развития. Например, в Томской области и Санкт-Петербурге приняты законы об инновационной деятельности, хотя федерального до сих пор нет. А ведь без него, то есть без правовых оснований, сложно лоббировать интересы инновационных компаний, поддерживать научно-образовательный комплекс. Сейчас в Кузбассе, Красноярске есть понимание, что развитие сырьевых отраслей будет эффективнее, если в них будут внедряться инновационные технологии. Значит, такой закон нужен и Кузбассу, и Красноярску.

Полезный опыт требует изучения и распространения на другие территории, и межрегиональная ассоциация экономических институтов призвана стать своеобразным инструментом для придания импульса развитию инновационных процессов в регионах.

Объединяются не структуры, а усилия

– Объединяться и обмениваться опытом будут администрации технопарков?

– Нет, конечно! Говорить об объединении, думаю, не просто рано, а вредно. Речь идет о сотрудничестве. Подобным образом очень эффективно взаимодействуют технопарки в Финляндии, Китае, на Тайване… Позитивный пример есть и в Томске: посмотрите, насколько успешно сотрудничают, сохраняя свою самостоятельность, наши университеты, исследовательские институты и инновационные предприятия. Объединяются не структуры, а усилия. И здесь должно быть то же самое.

Когда технопарки и ОЭЗ начнут взаимодействовать, появится большая свобода миграции бизнеса, усилится взаимопроникновение идей. Что плохого, если томское предприятие увидит полезное для него направление в Кемерово и откроет там свое предприятие?

Главная задача технопарков – создать условия для развития бизнесов, предложить комплексный пакет услуг. И мне показалась интересной идея, которую пытаются реализовать в Красноярском крае – создание технопарка распределенного типа: крупные предприятия, имеющие свободные площади, запускают туда на правах аренды инновационные компании, которые нуждаются в оборудовании, инфраструктуре, а региональная власть готова субсидировать арендные траты этих малых компаний.

Кстати, в Томске и такой опыт есть: манометровый завод, центры коллективного пользования… Недавно Томск и Новосибирск выиграли конкурс Роснано по созданию распределенного наноцентра. Та же самая история – центр будет располагаться в обоих городах, предлагая услуги по комплексному решению задач на базе нашей ТВЗ или их технопарка, а может быть, ТПУ, ТУСУРа или НЭТИ, будут привлечены и ресурсы частных компаний, например Томского электромеханического завода…

Вот о чем идет речь: в перспективе это будет своего рода крупный распределенный инжиниринговый центр.

Подчеркну: все это делается для того, чтобы облегчить жизнь инновационным компаниям – в покупке услуг по исследованиям, организации опытного производства. Помощь им нужна даже в самом простом – в информировании о формах господдержки, которые есть в каждом регионе. На то, чтобы все это сделать самостоятельно, даже у крепкой компании уйдет как минимум год. А зарождающиеся фирмы вообще могут увязнуть в этом процессе.

Нас услышат

– Объединение региональных голосов в один происходит не для того ли, чтобы нас лучше было слышно наверху?

– Да, одна из задач будущей ассоциации – защита интересов предприятий инфраструктурного сектора.

– Наша ТВЗ пока не развивается так, как хотелось бы. Почему? Какие ее проблемы можно решить через ассоциацию?

– Конечно, можно поставить перед государством акцент на том, что оно сегодня уделяет недостаточное внимание инфраструктурным элементам. Но это не главное – к сожалению, не проснулся еще бизнес, нет у него острой потребности в модернизации. Та же ТВЗ: нельзя сказать, что предприятия в очередь стоят, чтобы разместить свои проекты. Подобная ситуация – в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге. Хотя кажется: ну что еще нужно? Полностью обустроенная, без обременений земля, с сетями и коммуникациями. Очень льготные условия для ведения бизнеса…

– А эти условия реально работают? Скажем, таможенные льготы?

– Конечно, есть масса нюансов, которые еще не решены. Например, хотелось бы, чтобы вопрос по растаможиванию интегральных схем решался за три дня, как это делается в США, а не полтора месяца. Но так происходит не потому, что плохи таможенники или руководство ТВЗ, – таковы федеральные законы. Проблемы усугубились, когда стал создаваться таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана… Но мы все равно движемся вперед.

Появившиеся улучшения – в том числе и результат встречи Эльвиры Набиуллиной с резидентами томской ТВЗ. Тогда состоялся откровенный и не очень приятный для власти разговор, и лед понемногу тронулся: пусть это не ледоход, а только легкая подвижка…

Думать, что ассоциация сразу после создания сможет кардинально повлиять на ситуацию, на отношения федерального центра к инновационным инфраструктурам, было бы заблуждением. Нас услышат, когда у нее появится определенная история успеха. В первые годы самое важное для нас – межрегиональное сотрудничество.

 

Кстати

Институт инноваций инфраструктуры и инвестиций вместе с фондом «Общественное мнение» оценили качество инновационной среды в 68 регионах. Оценка выставлялась по пяти показателям – рынки идей, инноваций, инвестиций, а также инфраструктура и активность властей в регионе. Наивысший балл (62) получила Томская область.

По мнению директора института Марины Удачиной, в томском регионе развитая инфраструктура, высокий уровень образования, местные чиновники помогают в высокотехнологичных проектах.

Рейтинг показал, что только девять российских регионов готовы к инновационному развитию. Кроме Томска благоприятная среда создана в Санкт-Петербурге, Татарстане, Москве, Пермском крае, Самарской, Свердловской, Воронежской и Московской областях (от 59 до 40 баллов). В 24 регионах (например, в Тверской и Новгородской областях) возможности для инновационного развития ограничены, в 40 (например, в Ленинградской области и Красноярском крае) – вовсе отсутствуют. Такие регионы занимают 45% территории страны, производят 28% ВВП и в них живет 40% населения, констатируют авторы исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × пять =