— Это современный автоматический счетчик, класс 1.0, — директор компании «Горсети» Владимир Резников держит в руках прибор, наделавший столько шума. – А вот – пульт, он индивидуален, программируется на каждый конкретный прибор учета. С помощью такого пульта потребитель может отслеживать показания счетчика в режиме он-лайн.
Поверьте, это не какое-то экспериментальное ноу-хау, весь мир так живет, считает и экономит.
Обуздать рост тарифов, по мнению Владимира Резникова, можно только одним способом – экономить количество потребляемой электроэнергии. И путь давным-давно известен – считать каждый киловатт. Счетчик – это всего-навсего прибор, он беспристрастен. Но полученные данные служат основой для решений, принимаемых людьми.
Новые счетчики «Горсети» начали ставить с прошлого года, сначала в тестовом режиме в индивидуальных домах Советского района. Зимой счетчики появились в других домах и районах Томска. К весне общее число приборов учета, установленных компанией, приблизилось к 4 тысячам. И это только начало, до октября планируется установить 19 тысяч счетчиков, а через полтора года автоматика будет работать в домах всех горожан. Затраты компания берет на себя, стоимость проекта — около 100 млн рублей.
Преимущества внедрения приборов учета для компании очевидны: экономия на содержании солидного штата контролеров (не говоря о том, что контролеру просто сложно попадать в дома для проверки показаний), экономия собственно электроэнергии: не секрет, что люди начинают экономить, только имея перед глазами конкретные цифры.
Отключили «неучтенку»
Решается и еще одна проблема – воровство стало бичом коммунальной энергетики. Объегорить государство у нас никогда не считалось зазорным. Хотя в нынешней ситуации такие люди залазят в карман уже не абстрактному государству, а своему соседу, который добросовестно рассчитывается за электроэнергию, потребленную домом.
— На выходе из каждой трансформаторной подстанции у нас установлен прибор учета, — рассказывает Владимир Резников. — Допустим, мы точно знаем, что с определенной подстанции потребили 10 тысяч киловатт. Контролеры обошли всех потребителей – по старым приборам учета оказалось 3 тысячи. Где еще 7 тысяч киловатт? Начинаем искать — теплицы, бани, тэн в печке… После установки автоматических счетчиков (они позволяют увидеть разницу между реальным и учтенным потреблением и отключить всю «неучтенку») нагрузка на сети падает в разы, и нам уже не надо увеличивать сечение проводов. У нас в некоторых местах трансформаторы сейчас загружены всего на 20%. К нам жители приходят: «Вы что со светом сделали? Мы с качеством мучились, а теперь нормально все!»
Спрашивайте — ответим
Однако у томичей появился и ряд организационных вопросов к новым приборам. Где взять пульт для нового счетчика (их выдали не везде)? Что делать человеку, у которого стоит собственный новый счетчик и он хочет расплачиваться по нему, оставив прибор «Горсетей» просто для контроля? Как быть, если два рядом стоящие счетчика (личный и автоматический от компании) показали разные цифры? А если потребитель хочет расплачиваться по дифференцированному – дневному и ночному – тарифу?
— Мы установили два типа счетчиков, — поясняет генеральный директор «Горсетей». – В Просторном СТЭБ-04Н-3DР. Это многотарифный счетчик. Если потребитель хочет два тарифа, мы настроим. Такое обращение уже было, сделали. Но пульта для него, к сожалению, пока нет. Уладим этот вопрос.
Второй (РиМ-114 и РиМ-614), ставим во всех других районах. Он удобней для потребителей, к нему прилагается пульт, с помощью которого можно в любой момент получить информацию о расходе электроэнергии. Нажимаем кнопочку — и сразу показания. Стоит тысячу рублей, выдаем бесплатно.
Что касается двухтарифных счетчиков, все зависит от желания потребителя. Пусть ставит, уведомляет энергосбытовую компанию.
— А если у двух счетчиков разные показания? – интересуюсь.
— Расход идентичный должен быть. Может, разница в 0,1 киловатта, это мелочи.
— А если один из них вышел из строя?
— Качество наших счетчиков гарантировано Госстандартом. Но в спорных случаях мы готовы проверить каждый из них за свой счет в любой независимой лаборатории. С метрологией в нашем городе проблем нет.
В соответствии с действующим законодательством к 2012 году все приборы учета должны быть приведены в порядок. Сегодня затраты ложатся на плечи компании, а в 2012 году томичам придется ставить приборы учета за свой счет. Поэтому стремление «Горсетей» справиться с работой до наступления этой даты объективно совпадает с интересами жителей города.
Владимир Резников убежден, что только автоматика может решить пресловутую проблему ОДН.
— Сейчас мы оборудуем новыми двухтарифными счетчиками дом на пр. Кирова, 32. За свой счет полностью проводим «энергетическую санацию»: ставим счетчики на вводе в дом, во все квартиры, будет отлажено автоматическое снятие показаний на вводе и у каждого жильца. Если дом сделать идеально, разницу с прошлым месяцем увидим мгновенно, а ОДН будет составлять 2% максимум от общего потребления дома. К этому мы должны стремиться в масштабах всего города.
Владимир Резников, генеральный директор ООО «Горсети», уверен, что ключ к решению проблемы ОДН находится в его руках