Простые сложности

Упрощение правил урегулирования по ОСАГО не облегчило жизнь автомобилистам

1 марта 2009 года в Закон об ОСАГО были внесены две существенные поправки. Во-первых, введено прямое урегулирование убытков, а во-вторых, начал действовать Европейский протокол. Оба изменения были призваны облегчить жизнь водителям. Прямое урегулирование убытков дало автомобилистам возможность обращаться за выплатой непосредственно в свою страховую компанию: в 10-дневный срок страховщики должны связаться с компанией-обидчиком и произвести оплату в течение месяца с момента обращения клиента. Задача Европротокола – упростить разбирательства на дороге. Согласно поправке, если в аварии нет пострадавших и водители пришли к единому мнению, то оформить ДТП можно без сотрудников ГИБДД.

Страховщики сразу заявили: для оценки нововведений потребуется минимум год. А по прошествии заявленного срока констатируют – проще не стало. Пока ни первое, ни второе положение не заработало в полной мере. И если введение прямого урегулирования убытков оценивается по-разному, то Европротокол характеризуется как откровенный провал.  

Поворот налево разрешен

– Раньше было больше выплат от страховых компаний, сейчас же одни наглеют, а другие осторожничают, – считает Татьяна Анцеферова, директор юридического агентства «Фемида». – Посмотрите, сколько по городу битых машин ездят: владельцы ждут, пока компании между собой разберутся и наконец заплатят.

Разбирательства между страховыми компаниями – основная проблема попавших в ДТП.  Несмотря на поправки, закон не обязывает фирмы принимать заявления по прямому урегулированию. Причины для отказа пишутся самые разные, а итог один: «Обращайтесь в компанию виновника аварии».

– Молодой парень, ехавший впереди, перепутал педали и разбил мне машину. Но я не думала, что затем мне придется пройти столько унижений! – рассказывает Нина Бирюкова, водитель с 30-летним стажем.

Автомобиль виновника оказался застрахован в Кемеровской области. В результате в компании «Спасские ворота», клиентом которой является Бирюкова, принимать заявление отказались. А томские представители компании обидчика, ссылаясь на положение о прямом урегулировании, отправили Бирюкову обратно. Так и ходила пенсионерка между двух огней, пока одна из компаний не сжалилась и не приняла заявление.   

– Для страховой компании это масса лишней работы, которую им делать откровенно лень, – рассказывает Елена Панова, страховой брокер. – Еще хуже ситуация, когда заявление приняли, но работу не ведут: в этом случае дорога в другую компанию уже отрезана и разбираться надо исключительно в суде.

При выборе страховой компании специалисты советуют доверять крупным фирмам, выплаты в которых начисляются непосредственно в Томске. Важно узнать и то, как долго фирма работает на местном рынке, какова ее репутация. Только за последний год в городе закрылось порядка шести филиалов страховых компаний. Теперь их клиентам, желающим воспользоваться положением о прямом урегулировании убытков, нужно обращаться в головные офисы в Москву и Красноярск.

По местам расставит время

Однако специалисты видят и плюсы в введении новых правил. Главный из них в том, что рынок очищает сам себя.

– Сейчас водитель, попавший в ДТП, может проверить, у кого он страхуется, – говорит Вадим Чмух, председатель совета директоров «Коместры-Томь». – Если человек  обратился за помощью в свою компанию и она его отфутболила, он больше туда не пойдет.

Как пояснил Чмух, в «Коместре» в месяц рассматривается примерно 200 заявлений от пострадавших. Половина из них по прямому урегулированию, остальные – клиенты других компаний:

– После того как мы им помогаем, эти люди, как правило, становятся нашими клиентами. Сейчас на плаву остаются лишь те фирмы, кто ведет себя адекватно.

Таким образом, введение поправок в Закон об ОСАГО должно положительно сказаться на конкуренции на страховом рынке. Можно надеяться, что через несколько лет прямое урегулирование убытков начнет экономить время водителей. Пока же, по словам специалистов, среднее время ожидания выплаты по-прежнему составляет месяц-два.  

Евро против ПДД

А вот с Европротоколом дела обстоят совсем печально – его введение в России сейчас считается фактически проваленным. Водители даже при небольшой сумме ущерба предпочитают вызывать сотрудников ГАИ и, как показывает статистика, правильно делают.

– За год у нас было 10-13 человек, которые воспользовались Европротоколом, и практически у всех возникли проблемы с выплатами, – заявил Вадим Чмух.

Причины называют две. Во-первых, плохое заполнение извещений о ДТП – как правило, людям сложно точно определить расстояние между машинами и другими объектами. Во-вторых, немало случаев, когда один из водителей меняет свои показания уже через несколько часов после аварии. К примеру, говорит, что находился в состоянии аффекта, ударился головой о руль и теперь не согласен с составленной схемой.

– Есть еще один крупный подвох – положение Европротокола противоречит правилам дорожного движения в РФ, – рассказывает Елена Панова. – Согласно закону участники ДТП не могут самостоятельно покидать место аварии. За это грозит лишение прав! Изначально два этих положения не были состыкованы между собой.

Так что при использовании возможностей, данных Европротоколом, можно остаться не только без страховой выплаты, но и без водительского удостоверения. К слову, в Европе данное противоречие исключили сразу при введении нового протокола. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + 13 =