«Однажды я был у того края…»

В университете о ветеранах помнят всегда

Памятный митинг в Университетской роще, торжественный прием у ректора – ТГУ всегда по особенному выражает признательность и благодарность своим ветеранам. Этой традиции исполнилось уже 45 лет. Социальная поддержка людям, чей вклад в развитие вуза неоценим, оказывается не только в год юбилея Победы. По словам ректора Георгия Майера, каждый год университет старается никого не оставить без внимания и учесть все потребности ветеранов. 

К праздничному дню 9 Мая готово новое издание – книга, посвященная людям, чьи имена увековечены на стеле в университетской роще. Совсем недавно завершилась реставрация памятника. Благодаря долгой и кропотливой работе историков вуза на стеле появились 35 новых фамилий – сотрудников и студентов ТГУ, не вернувшихся с фронта. Облагорожены и могилы на томских кладбищах – тех фронтовиков, у кого совсем не осталось  родственников.

Вуз помогает с приобретением бытовой техники: некоторые ветераны, к примеру, будут смотреть парад Победы по новому телевизору. Каждый год все желающие имеют возможность поправить свое здоровье в санатории-профилактории ТГУ. Для 15 человек улучшатся и жилищные условия – самим ветеранам сделать ремонт бывает уже не под силу, а помочь часто некому. Работы в квартирах начались еще в марте и продлятся до конца лета. У кого-то сделают косметический ремонт, у кого-то по мере необходимости более масштабный. Побелка, покраска, смена сантехники, облицовка кафельной плиткой, смена линолеума – это лишь небольшой перечень выполненных работ.

Одним из первых, у кого в квартире работали строители, стал Михаил Петрович Якубеня. У него в гостях мы и побывали. Здесь еще пахнет свежей краской и побелкой.

– Бригада старалась, работали как у себя дома, – говорит он. – Выровняли, затерли стены. Студенты ТГУ все две недели помогали отмывать и убирать мусор. Очень нужный и своевременный подарок.

Мы попросили Михаила Петровича поделиться своими воспоминаниями о его боевой юности.

Со школьной скамьи – в пекло войны

Как и миллионы других молодых людей, на фронт его призвали 18-летним юношей. Волховский, Ленинградский, 1-й Белорусский и Забайкальский фронты – это военные маршруты Михаила Петровича. О военных подвигах говорят медали – орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».

– День 22 июня… В памяти осталось лишь чувство тревоги. Объявление по радио о начале войны я после ночной смены проспал, мне о нем рассказала мать, – вспоминает Михаил Петрович. – В июне 1941 года после окончания девятого класса сельской школы я работал на лесозаводе станции Дарасун Читинской области. Отец в 1937 году был арестован как враг народа, и семья очень нуждалась в моей помощи.

Призвали меня летом 1942 года, после окончания 10-го класса. Я попал в учебный полк связи в Красноярск, где готовили младших командиров-связистов. Здесь же сформировалась и наша часть – отдельная телеграфно-строительная рота. В ее состав кроме обычных призывников включили довольно большое количество бывших заключенных, которых мы,  командиры, принимали прямо из ворот тюрьмы.

Примерно в течение двух месяцев часть была сформирована и отправлена на фронт. В дороге эшелон дважды бомбили, но нашей роте повезло – доехали без потерь.

– Помню, – говорит Михаил Петрович, – как все мы, еще совсем зеленые, впервые по-настоящему почувствовали, в каком оказались пекле. Собрали нас на опушке для инструктажа, а тут немцы в небе, мы все бегом под огромную сосну, голову прячем как страусы, совсем не думая, что будет с ногами, – улыбаясь, вспоминает Михаил Петрович. – Это был первый раз, когда мы почувствовали настоящий страх. Потом было уже по-другому. Ко многому человек привыкает. 

На Волховском фронте

В начале 1943-го Михаил Петрович прибыл на Волховский фронт. Без отрыва от боевых действий продолжалось обучение солдат премудростям работы связистов.

– Обучали нас не только умению строить линии связи в боевых условиях, но и основам подрывного дела, умению обращаться со взрывчаткой, – поясняет Михаил Петрович. – Ведь тогда все минировали – и наши, и немцы, а связистам никто не помогал, сами всегда действовали на ощупь – шли, тыкая впереди специальной проволокой, многие так подрывались. Однажды и я был у того края… Иду и вдруг слышу: что-то под ногой щелкнуло. Замер, понимаю, что наступил на мину… Но взрыва не последовало. Климат тогда ленинградский меня спас. За счет постоянных дождей мина, полежав в земле, отсырела.

В дни блокады Ленинграда из-за частых разрушений от бомбардировок и обстрела проводная связь неоднократно нарушалась. Восстанавливать ее нужно было в короткие сроки.

– Возьмешь военную карту,– рассказывает Михаил Петрович, – и идешь один по незнакомой местности. Простая, на первый взгляд, работа требовала огромной сноровки, так как часто ее нужно было выполнять в условиях бомбардировок и обстрелов. В 1943 году не раз видел, как немецкие самолеты гонялись с пулеметной строчкой за одинокими солдатами-связистами. Развлекались…

Благодаря связистам голос осажденного Ленинграда мог слышать весь мир – его защитники и жители никогда не утрачивали связи с «большой землей», кольцо информационной блокады вокруг осажденного города не сомкнулось…

— Мне не пришлось пережить горечь отступления, но в неудавшихся наступлениях участвовал.

В одном из таких на Волховском фронте под Ленинградом в результате обстрела Михаил Петрович получил тяжелую контузию.

Дни Победы

Свое первое 9 мая он встретил в разрушенной Польше в городе Лодзь.

– О нашей Победе мы услышали еще 2 мая, как же все тогда ликовали! Но, как оказалось, преждевременно – немецкие войска отступили лишь в западном направлении. А вот уже 9 мая мы даже радоваться боялись, не спешили выпускать пули в воздух, думали, вдруг все это не окончательно, – вспоминает ветеран.

Потом часть Михаила Петровича расформировали, а тех, кто помоложе, отправили на Дальний Восток. Так Михаил Петрович с одной войны попал на другую – с Японией. Спустя месяц кратковременных боевых действий солдат-связист вернулся на Родину, но демобилизоваться не получилось, требовалось восстанавливать страну.

– Маму я увидел лишь в апреле 1947-го… – говорит он.

А потом в жизни Михаила Петровича появился Томский государственный университет, который он окончил в 1952 году и остался с ним навсегда. Ровно 45 лет Михаил Петрович отдал работе в СФТИ, сначала был старшим научным сотрудником, затем – заместителем директора по научно-исследовательской работе.

В эти праздничные дни Михаил Петрович и все ветераны университета принимают поздравления и самые сердечные пожелания здоровья, добра, бодрости и благополучия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 15 =