Бомба под «нефтянкой»

Снижение инвестиций в геологоразведку и некоторые трудности взаимопонимания ставят под вопрос светлое будущее томского нефтегазового комплекса

 

Хотя в 2009-м, в пик кризиса, томская нефтегазовая отрасль вплотную приблизилась к провалу, ей все же удалось удержаться на полке. И внешне даже не очень пострадать: добыча – 10 млн 157 тыс. тонн, средняя зарплата по сектору – 48 тыс. рублей, по «Томскнефти» – около 36 тыс.

– Доля малых недропользователей возросла до 22-24% (когда-то это было 8-10%), возможно, по этому году перевалит за 26%, – поделился своими ожиданиями с «ТН» замгубернатора по недропользованию и ТЭК Владимир Емешев. – С одной стороны, можно порадоваться развитию малых, но ведь общая добыча-то не растет! А это значит, что сдает позиции «Томскнефть» – у нее минус 200-300 тыс. тонн ежегодно, она уже давно не на своей полке. А у малых нет такого ресурса месторождений, чтобы и дальше компенсировать это падение. Они при всем желании не смогут нам давать больше 26-28% всей добычи…

Мужество банкрота

Беда в том, что капвложения в геологоразведку упали с 6 млрд рублей в 2008-м до 4,7 млрд в 2009-м.

Из-за этого, во-первых, в тяжелейшей ситуации оказались томские буровики, сейсмики, строители, сервисники. У «Томскбурнефтегаза», перед кризисом начавшего модернизацию, объемы упали до 50%, коллектив вынуждены были сократить почти на треть, долги ему – около 300 млн рублей. Сейчас предприятие переживает процедуру банкротства. Но ведь и ему партнеры примерно столько же должны! Обратись компания в суд о взыскании этих средств, банкротства последовали бы одно за другим…

Во-вторых, из-за неудовлетворительного финансирования геологоразведочных работ в 2009 году в регионе была практически провалена программа лицензирования: из выставленных на аукционы 20 участков нашли своих хозяев-разработчиков всего 4. Такая же картина и в целом по России: если в 2008 году на ГРР государство выделило 20 млрд рублей, то в 2009-м – всего 16. Отставание по вложениям привело к тому, что больших и «жирных» месторождений для лицензирования уже не осталось.

– Такими объемами инвестиций мы закладываем большую бомбу под будущее нефтегазового комплекса, – считает Владимир Емешев.

Запланированный оптимизм

Эту проблему, по словам Емешева, хорошо понимают и владельцы «Томскнефти», поэтому они и увеличили на 2010 год вложения в геологоразведку, а также применяли различные передовые технологии (новые гидроразрывы, площадное заводнение, методики поддержания пластового давления) на своих старых северных месторождениях, благодаря чему также получили неплохую прибавку на давно «молчащих» скважинах.

Планы томской «нефтянки» на 2010 год выросли по всем направлениям: по добыче нефти – на 500 тыс. тонн, капвложениям в ГРР – почти до 7 млрд, по инвестициям – до 21,5 млрд рублей.

– В 2010-м мы планируем выставить на аукцион 20 участков, из них 4 – на правобережье, – делится планами Владимир Емешев. – Среди них – 3 лицензионных участка, которые ранее принадлежали «Русснефти» и были изъяты у нее за нарушение условий лицензионного соглашения…

Два «лишенца»

«Русснефть» – это особая история, грустная и поучительная.

Лицензии на три лицензионных участка у компании были изъяты за невыполнение условий соглашения – нарушение сроков и объема работ.

Сегодня «Русснефть» снова вернулась в Томскую область. По ожиданиям власти, компания добавит в общий нефтяной «котелок» уже нынче 50-60 тыс. тонн, а в 2011-м планирует дорасти до 200 тысяч. Три бывшие ее участка заморожены, регион там теряет (не получает) порядка 160 тыс. тонн нефти ежегодно.

– А ведь там вся инфраструктура компанией создана: энергетика, водоподготовка, трубопровод, установка подготовки нефти, насосная, общежитие, – вздыхает замгубернатора. – В июле мы проведем аукцион по этим участкам, очень хочется, чтобы именно «Русснефть» его выиграла…

Особенно обидно за работавшую, но лишенную лицензий «Русснефть» становится, когда вспоминаешь о совсем другой истории с иным концом: не так давно те же Роснедра продлили срок лицензии на бакчарскую железорудную Полынянку «Метрополю», а там ведь, как говорится, еще и конь не валялся… И не собирался даже.

Разница в счете

Недавно на аукцион в Томске выставляли месторождение Горстовое – оно уже третий год «гуляет» по судам. И опять на торги никто не явился.

– Это объяснимо: во-первых, мы выставляем плохо разведанное, во-вторых, по явно завышенной цене, – комментирует Емешев. – Формулы оценки и расчета стоимости лицензии, на наш взгляд, не вполне адекватны тому, что мы продаем. Мы у себя посчитали, что Горстовое должно стоить 150 млн рублей (по доказанным запасам нефти С1, С2), а Роснедра в Москве определило, что оно должно стоить 309 млн. И на этом все закончилось.

По слухам, «Русснефть» готова участвовать в аукционах на нефтяные участки, но только не по тем ценам, которые сейчас устанавливают Роснедра.

Особенно эта проблема актуальна для правобережья.

Пока участки на нем, плохо разведанные и труднодоступные, выставляются и разрабатываются смельчаками, можно сказать, «в тестовом режиме». Но Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГГиМС) и НИИ им. Трофимука РАН уже работают над программой лицензирования правобережья. Она будет готова осенью, после защиты в головном отраслевом институте и Роснедрах Томск приступит к продаже здешних участков. А если опять Сибирь разойдется в оценках со столицей? Не поставит ли это крест на перспективах правого берега?

– Насколько я знаю, в готовящейся программе уже предусмотрены пункты по изменению налогового поля для предприятий, выходящих на правобережье, аналогично тому, как это было сделано для добычников Якутии, выходящих на ВСТО, – рассказывает вице-губернатор. – Пока мы готовим к лицензированию только один из разрезов по данным сейсморазведки, а хотелось бы пробурить пару скважин, чтобы убедить бизнес…

На сегодня, по предварительным оценкам СНИИГГиМС, ресурс правобережья по углеводородам – 3,5 млрд тонн условного топлива (газ, конденсат и нефть). Это по палеозою, а ведь есть еще и мезозой…

Несмотря на кажущуюся близость всего этого огромного «углеводородного счастья», решение о реальных шагах навстречу ему, к сожалению, будет приниматься не здесь и не нами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × один =