Такси уходят в тень

Перевозчики говорят, что быть бордюрщиком теперь безопаснее и выгоднее

 

Бывшие водители таксопарков пополняют ряды нелегальных перевозчиков, а законопослушные таксофирмы и предприниматели находятся под угрозой разорения. Так сегодня оценивают ситуацию большинство участников рынка, а также представители некоторых контролирующих организаций.

Областной Закон «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси» вступил в силу лишь 15 мая, но, как говорит владелец таксопарка «Легенда» Сергей Калинин, двух недель оказалось достаточно, чтобы эта сфера бизнеса пережила подобие землетрясения.

– До 15 мая у меня работало 115 водителей, сейчас – 75. Остальные ушли в бордюрщики: теневой бизнес они выбрали именно потому, что он оказывается вне действия областного закона, – говорит Сергей.

В закон нужно вносить коррективы, считают перевозчики. Они уже направили свои предложения в областную Думу и надеются, что депутаты рассмотрят их на июньском собрании Думы. Ряд парламентариев с этим согласны:

– При обсуждении законопроекта я предупреждал коллег: велика опасность, что рынок уйдет в тень, – говорит Евгений Рубцов. – Закону не хватило глубокой проработки: в итоге расчистили поле для нелегальных перевозчиков, которые по сравнению с законными оказались в более выигрышном положении. Это нужно исправлять, и как можно быстрее.

 

Новый порядок

Итак, с 15 мая такси должны соответствовать новым требованиям. За рулем водители только трудоустроенные в таксопарк или индивидуальные предприниматели (ИП). Водительский стаж – не менее трех лет. Экипировка – бейдж с фото, путевой лист с данными и печатями таксофирмы, медицинское освидетельствование, прайс. К техническому состоянию автомобиля требования также ужесточены: помимо талона техосмотра (теперь таксисты обязаны его проходить дважды в год) необходимы факт осмотра машины перед выездом на линию, оснащение — рация, «гребень», графический элемент в виде шахматок. Также автомобиль должен быть без серьезных видимых повреждений.

Нарушение требований влечет административный штраф на индивидуального предпринимателя от 10 до 30 тыс. рублей, на юридическое лицо – от 50 до 300 тыс. Повторное нарушение – штраф для ИП до 50 тыс., а для юридического лица – до 500 тыс.

Я в бордюрщики пошел

Уже 15 мая многим горожанам стало очевидно: число такси с «гребнями» в Томске резко убавилось. Перевозчики поспешили их снять: одни – в салон, так, чтобы потенциальные пассажиры смогли-таки увидеть опознавательный знак, другие – вообще. При вызове машины вместо привычной фразы-приветствия: «Такси такое-то», сейчас часто звучит: «Прием заказов». А период ожидания вырос с 5-10 до 20-30 минут.

Все эти видимые изменения, говорят представители таксопарков, – прямое следствие спорных положений закона, штрафы, суммы которых таксисты иначе, как разорительными, не называют.

– Кадры, а вместе с ними и подвижной состав (чаще таксофирмы используют привлеченный транспорт) поредели на всех предприятиях, – говорит Алексей Спиридонов, руководитель ассоциации такси, и поясняет: – Это защитная реакция. На штраф попасть элементарно — сотрудники ГИБДД, как показывает практика, находят повод без колебаний, а суммы очень существенны. Поэтому водители сами уходят в ряды нелегальных перевозчиков, ведь действие закона на физических лиц не распространяется.

– Сначала ушли те, кто подрабатывал и не был зарегистрирован как ИП, а теперь призадумались и ИП. И это понятно: парочка протоколов любого разорит, и при этом за ряд спорных нарушений инспекторы ГИБДД могут протоколы составлять хоть каждый день, – говорит владелец таксопарка «Легенда» Сергей Калинин. – Например, что считать вмятиной на машине? Мы трактуем по-своему, а инспектор, наделенный властью, иначе – и протокол готов! Та же ситуация с графическими элементами: в законе не прописано их точное местоположение на кузове – в итоге, куда ни нанеси, без претензий не обходится.

– На наших водителей (в их числе и ИП) составлены уже четыре протокола, и все связаны с графическими элементами, – дополняет глава «Русского такси» Евгений Иванов. – За две недели потеряли 10% коллектива — 20 водителей со своими машинами. Они, конечно, по-прежнему перевозчики, но только нелегальные.

– Бордюрщикам в отличие от легальных таксистов вообще можно ездить на машинах, не прошедших проверку перед выездом, не проходить медицинского освидетельствования и так далее, – подчеркивает вопрос безопасности Калинин.

Всего с 15 мая инспекторы ГИБДД составили по такси более 40 протоколов, на этой неделе в мировом суде начались их рассмотрения.

Не хватило проработки

Представители власти достаточно по-разному оценивают ситуацию.

– Не думаю, что ситуация так критична, как говорят таксисты, – считает Валерий Филатов, начальник комитета по транспорту областной администрации. – Те, кто решил работать по закону, действительно стараются, хотя им не просто. Но есть и такие, кто игнорирует правила. Претензии представителей такси разделяю частично.

– Армия бордюрщиков заметно возросла. Рынок такси уходит в тень, – согласен с перевозчиками Иван Бубеннов, заместитель руководителя Управления Государственного автодорожного надзора по Томской области.

– Закону не хватило глубокой проработки: в итоге расчистили поле для нелегальных перевозчиков, которые по сравнению с законными оказались в более выигрышном положении, – сказал «ТН» депутат облдумы Евгений Рубцов. – Это нужно исправлять, и как можно быстрее.

Закон не памятник

Вчера представители таксофирм передали в областную Думу свои предложения.

Во-первых, они считают необходимым распространить наказания, предусмотренные только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на физических лиц (бордюрщиков), не зарегистрированных в налоговых органах. Во-вторых, более четко прописать внешние изъяны машины, к примеру, удалить из перечня «следы ржавчины». В-третьих, привести суммы штрафов в соответствие с федеральным законодательством – ряд штрафов, введенных областным законом, выше.

Валерий Филатов сказал «ТН», что согласен с двумя первыми пунктами, а спикер областной Думы Борис Мальцев обнадежил:

– Закон не памятник, вырубленный раз и навсегда. Однажды в один из областных законов в течение года мы внесли 35 изменений, и это было необходимо. Если положения закона о такси приносят ущерб населению и в Думу поступят обращения, мы немедленно вернемся к обсуждению документа и сделаем его удобным для людей. А надо будет, и совсем отменим.

 

На сегодня при заказе машины во многих таксопарках период ожидания вырос с 5-10 до 20-30 минут.

– Автомобилей стало не хватать. Работаем индивидуально: если человек может подождать, оговариваем время (минимум 15-20 минут), если нет — отказываем в услуге, – поясняет Евгений Иванов, директор «Русского такси».

 

Павел Соколов, совладелец таксофирмы:

– Новый закон внес коррективы и в аппетиты недобросовестных сотрудников ГИБДД: с увеличением штрафов размер взяток заметно вырос – до 15 мая с машины брали по 200-300 рублей, теперь разговор другой: «Либо протокол на ИП или юрлицо и через суд, либо тысячу и сейчас».

 

По данным Управления автодорожного надзора по ТО, в области 1427 ИП, занимающихся перевозкой пассажиров на 2949 машинах, и 246 юрлиц с парком 5416 автомобилей. По оценке экспертов, с 15 мая уже более 30% перевозчиков из этого числа ушли в тень.

 

Экспертное мнение  

Иван Бубеннов, заместитель руководителя Управления автодорожного надзора по ТО:

– На мой взгляд, разработчики закона не смогли сфокусироваться на проблемах пассажироперевозок, актуальных именно для нашего региона.

Нелегальный извоз. Заявлялось, что закон призван сделать рынок такси более цивилизованным и прозрачным. Увы, но закон не направил представителей бизнеса из тени в легальную часть. Более того, идет обратный процесс, чреватый последствиями как для водителей (растет именно теневая конкуренция), так и для пассажиров — с кем едет пассажир, исправна ли машина…

Площадки, где такси ждут клиентов. Не раз обсуждали на уровне города и области, что их нужно за перевозчиками закреплять – это позволит избежать самоуправства, а также содержать площадки в подобающем виде. Путь конкурсов на аренду – самый оптимальный.

Очень больная тема: иногородние перевозчики. В Томске работает шесть таких компаний: зарабатывают у нас, а налоги платят в своем регионе. По всему СФО только в Томске это возможно: у соседей приняты законы, запрещающие такой вариант: хотите работать – регистрируйтесь. И это оправдано. Во-первых, иногородние демпингуют, а как это отразится на местном рынке, их не волнует (последняя понижающая расценка – 45 рублей за поездку). Во-вторых, про иногородние компании мало что известно контролирующим службам: руководства в Томске нет, лишь администратор. Управление осуществляется едва ли не виртуально.

Знаете, как построена работа одной иногородней компании? Водитель готов выйти на линию, посылает на определенный номер SMS и ждет ответного письма с указанием адреса, где забрать и куда отвезти клиента. Водитель через банкомат перечисляет на такой-то счет 100 рублей – таксофирма свое уже заработала. Водитель берет с клиента 45 рублей, через SMS сообщает о выполненной работе, после чего ему на счет мобильника возвращается часть суммы с его 100 рублей. Работодатель в глаза не видит ни водителя, ни такси. И в такую компанию, по нашей информации, уже ушли многие представители легальных перевозок.

 

есть проблема

– С 15 мая резко усугубились проблемы со страхованием машин-такси. Страховые компании будто сговорились (не сомневаюсь, есть негласное правило) – отказывают в услуге. А без полиса ОСАГО с соответствующей пометкой машина не может пройти техосмотр и выйти на линию, – называет еще одну проблему Алексей Спиридонов. – Каждый раз приходится искать какие-то контакты, выходить на страховщиков, которые за отдельную плату и на свой страх и риск берутся страховать…

– И такая лихорадка каждый день, – солидарен Сергей Калинин.

– Дело в условиях, которые мы выдвигаем, – поясняет Вадим Бурмистров, замдиректора Томского филиала Росгосстраха. – Во-первых, в частности по нашей компании, согласно указу президента Росгосстраха страхованием такси могу заниматься только я, другие агенты не имеют права. Во-вторых, когда водитель просит застраховать его машину как такси, мы не можем этого сделать, поверив ему на слово: где договор найма? Если машина таксопарка – тогда добро пожаловать руководитель компании. Еще один момент: мы пользуемся законным правом и назначаем осмотр машины, поэтому с 15 мая образовалась очередь из более ста машин, а период ожидания вырос до 2-3 недель.

 

Борис Данилов, старший госинспектор отдела автодорожного контроля международных перевозок Управления автодорожного надзора ТО:

– Сейчас с «гребнями» ездят либо те, кто уверен, что у него все в порядке (таких пока немного), либо те, кто не в курсе, что ситуация на рынке перевозок сильно изменилась

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + шестнадцать =