Бизнес терпит

Эксперты расходятся во мнении, комфортно ли предпринимателям в Томске

 

Характеристики Томска

(по данным журнала Forbes)

Численность населения: 502 000

Социальные характеристики (численность населения, уровень преступности, образованность): 14-е место

Покупательская способность: 16-е место

Деловой климат: 21-е место

Устойчивость к кризису (динамика сборов налога на физических лиц, динамика цен на жилую недвижимость и официально зарегистрированной безработицы, экспансия торговых сетей): 26-е место

Инфраструктура: 18-е место

Комфортность ведения бизнеса: 12-е место

Инфраструктура: аэропорту Томска присвоили статус международного, правда, таможенных пунктов там еще нет. Цена за подключение к сетям (7626 рублей за 1 кВт) средняя по России. Современных офисных центров мало

 

Журнал Forbes включил Томск в число лучших городов для ведения бизнеса, расположив его на 26-м месте из 30. С одной стороны, прогресс: в прошлом году Томск вообще не попал в рейтинг. С другой – локальное поражение: ближайшие соседи, Новосибирск и Красноярск, значительно выше – 5 и 10-е места соответственно. Так насколько комфортно чувствует себя томский бизнес?

Есть чем гордиться

Александр Беляев, председатель комитета развития предпринимательства Томской области:

— Присутствие Томска в списке городов с благоприятными условиями ведения бизнеса — факт приятный, однако, как любое исследование, рейтинг Forbes — не истина в последней инстанции, а скорее факт для анализа и дальнейшей работы.

Согласен, что один из главных козырей Томска — кадровый потенциал: уровень квалификации у местных специалистов высок, а зарплата ниже столичных. Кроме того, за последние годы Томск серьезно поднялся в комфортности ведения бизнеса: повысился уровень сферы гостеприимства, развивается сектор услуг для бизнеса.

С другой стороны, журнал невысоко оценил развитие малого и среднего бизнеса. Наверное, дело в подходе: традиционно развитие этого сектора экономики оценивается по количественным показателям (число субъектов предпринимательства, количество занятых в этой сфере, оборот предприятий и т.д.), но в данном случае он рассчитывался через объем поступлений от налогов на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения. Однако в 2009 году Госдума Томской области одна из первых в России снизила ставки по УСН до 10%, соответственно, доход бюджета от этого налога уменьшился.

Основные усилия региональных властей направлены сегодня на поддержку бизнеса на каждой стадии его развития. Предприятия могут получить кредиты под поручительства областного гарантийного фонда, субсидирование процентной ставки по кредитным договорам, договорам лизинга, франчайзинга, технологического присоединения. Активно действуют программы поддержки стартующего бизнеса «Первый шаг» и «Бизнес-старт». В прошлом году на эти и другие программы из регионального и федерального бюджета было выделено около 500 млн рублей.

К барьеру!

Вадим Горяев, директор по PR компании «Подорожник» (Кемерово):

– Этой зимой мы были вынуждены закрыть сеть киосков «Подорожник» в Томске, а также в Санкт-Петербурге. Главной причиной стал низкий доход заведений: на эти два города приходилось 16% торговой сети, при этом они обеспечивали только 8% общего объема реализации.

Когда открывали торговые точки в Томске, рассчитывали построить из них полноценную торговую сеть, но этого не произошло. Такая сеть должна состоять минимум из 30 объектов, но в Томске было только 12. Увеличить число киосков не позволило муниципальное законодательство, ограничивающее установку временных сооружений, и «Подорожник» был вынужден устанавливать объекты в неудачных местах, порой весьма удаленных от основных транспортно-пешеходных потоков… Кроме того, дальнейшее развитие требовало дополнительных вложений, которыми компания не располагает. Предпринимались неоднократные попытки по привлечению инвесторов, но они не удались.

Со щитом и на щите

Михаил Курилов, директор сети магазинов «Мясной ряд»:

– С одной стороны, у нас достаточно неплохие условия, чтобы заниматься малым бизнесом, предпринимательством. Даже крупный бизнес, который, по сути, не выходит за рамки отдельно взятого региона, может функционировать довольно комфортно. В частности, сеть магазинов «Мясной ряд» чувствует себя комфортно – открываем новые торговые точки, нас знают. С другой стороны, как только томский бизнес пытается выйти на межрегиональный, федеральный уровень, мы сталкиваемся с тем, что географическое положение Томска играет против. Очень сложно выстроить логистику так, чтобы транспортные затраты были минимальны и, соответственно, быть конкурентоспособным. Любой, даже самый прекрасный товар начинает проигрывать за счет повышения его стоимости, в которую включается транспортная составляющая.

Не нужно также сбрасывать со счетов то, что в Томске значительную часть года производственные площади нужно отапливать, и это сказывается на цене. Так что однозначного суждения нет. С точки зрения взаимодействия с органами власти, потребительской культуры в Томске комфортно. Но есть и значительные минусы.

Возможно, я скажу не очень популярную вещь, но 26-е место – это даже не первая десятка. Так что, на мой взгляд, большого повода для гордости нет. Более того, для меня важным показателем оценки региона является объем привлеченных инвестиций, а их пока в достаточном объеме нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × четыре =