Чем хороша и чем опасна новая форма взимания транспортного сбора
Транспортный налог, возможно, будет отменен с 2011 года – его заменят дополнительным акцизом на топливо, а собираемые деньги пустят только на строительство и содержание дорог. Об этом заявил вице-премьер РФ Сергей Иванов. Безусловно, мера добавит популярности правительству: с отменой самого раздражающего граждан налога с миллионов людей будет снято финансовое бремя. С этим согласились и эксперты, опрошенные «ТН», однако каждый из них усмотрел в нововведении свои нюансы.
Не плюй в колодец
Александр Остроушко, председатель независимого профессионального Союза предпринимателей Томской области:
– Я считаю включение транспортного налога в акцизы на бензин исключительно правильной мерой. Сейчас исчисление этого налога потенциальное – человек может и не использовать автомобиль ежедневно, но налог платить все равно вынужден, и суммы – немаленькие. Будет гораздо честнее, если больше платить станет тот, кто больше потребляет и наносит больший вред природе.
При этом нефтяники не должны перекладывать возросшие акцизы на плечи потребителей. Бензин в России и так чрезвычайно дорог – в разы дороже, чем в странах, где нефть не добывается. Нефтяные монополии получают сверхдоходы, цена на бензин на заправках не имеет никакого объективного, логического обоснования. Поднять ее – значит еще раз плюнуть народу в лицо.
Семь раз отмерь
Владимир Пономаренко, председатель бюджетно-финансового комитета Государственной думы Томской области:
– Сегодня транспортный налог не отвечает своему названию – собираемые средства, во-первых, не являются целевыми (они поступают в общий бюджет Томской области), во-вторых, не покрывают всех дорожных нужд. Для примера: на 2010 год в бюджете заложено 1,4 млрд рублей на строительство и 750 млн рублей на содержание и ремонт дорог Томской области, а сумма собираемого транспортного налога в настоящее время составляет около 400 млн рублей год. Наконец, сегодня система начисления налога не совсем справедлива: не учитываются ни возраст, ни пробег автомобиля.
На первый взгляд разумнее закладывать налог в акцизы за горюче-смазочные материалы и направлять эти средства в Дорожный фонд, о возрождении которого сегодня также говорят. Таким образом, все водители будут вносить лепту в содержание дорог ровно настолько, насколько они их эксплуатируют. Согласен, что при таком раскладе интересы граждан, для которых автомобиль – средство передвижения, будут действительно учтены. Однако перед тем, как принимать решение о повышении акцизов на топливо, нужно очень тщательно изучить нюансы. В частности, рост стоимости ГСМ сильно ударит по сельскому хозяйству, лесозаготовителям и владельцам другой специализированной техники, например дизельных электростанций. Эта техника потребляет очень много топлива, кстати, при этом по дорогам практически не ездит. Вырастут затраты и для транспортных компаний, и для таксопарков. Как их всех поддержать? Готового ответа нет, но искать его нужно до принятия закона.
Плюс на минус
Раиса Эльмурзаева, доцент кафедры национальной экономики экономического факультета ТГУ, к.э.н.:
– Плюсы новой системы, если она будет утверждена, очевидны. Первое – появится пропорциональность взносов в бюджеты регионов. В настоящее время транспортный налог платится по месту регистрации транспорта, но не учитываются транзитные перевозки, в результате чего образуется дисбаланс между поступлением налога в бюджет одного субъекта и износом автодорог в любом. Второе – повысится собираемость транспортного налога, которая сегодня в разных регионах колеблется в пределах 69–80%. Поставить счетчики на 100 заправках и получать налог со 100 юридических лиц гораздо проще, чем бегать индивидуально за каждым из сотен тысяч физических лиц. Одновременно будут эффективнее расходоваться государственные средства: с налоговых инспекторов снимется часть нагрузки, да и в конце концов сколько бумаги будет сэкономлено! Третий плюс – будет обеспечена справедливость по пробегу: кто больше ездит – тот больше платит. Это, например, очень актуально для пенсионеров, которые в основном используют транспортное средство в дачный сезон, а платить за него вынуждены по полной программе.
Из минусов самый первый и основной – непонятно, где будут аккумулироваться собираемые средства и на какие цели расходоваться. Одно дело, если они будут оставаться в региональном бюджете, совсем другое – перетекать в Дорожный фонд. Что стало с этим фондом в 2000 году, мы прекрасно знаем (он был расформирован по причине коррупционности. – Прим. ред.). Словом, государство должно обеспечить полную прозрачность. Второй существенный минус я вижу в том, что при удорожании бензина неизбежно вырастут цены: в стоимость абсолютно любого товара входит транспортная составляющая, и она наиболее весома для удаленных от центра регионов, где производство развито слабо и большая часть товаров импортируемая…