Мнения

Результат отраслевой эволюции

Сергей Автомонов, начальник областного департамента модернизации и экономики ЖКХ:

– В последнее время количество обращений в органы власти от жителей снизилось, то есть качество работы УК улучшилось – компании понимают, что они в рынке. Да, есть исключения – кто-то из руководителей УК еще недопонимает ситуацию, но таких исключений скоро не будет – эти УК не выдержат конкуренции.

А вообще, мы забыли, что было до 2005 года (до вступления в силу Жилищного кодекса), когда клиент робко заглядывал к паспортисту и шепотом спрашивал, можно ли войти, или диспетчер посылал куда подальше.

Характерный пример. На прием ко мне приходит женщина: «Управляющая компания не работает». Карточку приема я получаю заранее, поэтому запросил документы: планы работ этой УК, отчет. За два года выполнено 12 пунктов существенных работ: ремонт кровли, замена бойлера, ремонт электрики и т.д. Спрашиваю по пунктам. Это сделано? «Сделано». А это? «И это». Так все-таки УК работает или нет? «Знаете, наверное, работает…» А за предыдущие 10 лет что было сделано муниципальным ЖЭУ? Тяжелый вздох: «Вообще ничего, и подвал был постоянно с водой. Но мы хотели, чтобы было лучше: клумбу разбить, площадку сделать». Конечно, всегда хочется, чтобы лучше, но реально компания уже выполнила больше работ, чем собрала денег, – проавансировала дом на полгода вперед.

УК надо активнее проводить информационную работу. Я вижу, какое качество обслуживания сейчас, и помню, какое было. В большинстве домов делается существенный ремонт: замена кровель, инженерных коммуникаций, ремонт подвалов, двери с домофонами, часть жилья под охраной частных охранных структур. Это результат отраслевой эволюции.

– Нередко председатели вновь образованных ТСЖ рассказывают, как пытаются уйти от УК, но встречают сопротивление компании.

– Бесперспективно будущее УК, которые занимаются такими вещами. Надо повышать качество обслуживания, думать о том, что же не удовлетворяет жителей. Но, с другой стороны, есть факты, когда после ухода от УК в одном ТСЖ появляется три председателя, и каждый из них печатает квитанции: жители многих домов еще не могут уйти от конфликтной модели отношений и перейти к предметному диалогу.

ТСЖ – достаточно эффективная форма, но при хорошем председателе. Мы имеем ряд неэффективных ТСЖ. Думаю, лучшая схема – партнерство ТСЖ и УК: компания – подрядчик, ТСЖ – заказчик.

Самый эффективный метод

Анатолий Бочаров, начальник Жилищной инспекции Томской области:

– В целом ситуация улучшается. За прошлый год в инспекцию поступило 1541 обращение, выявлено 1355 правонарушений, более 230 физических, должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности. Снижение количества правонарушений связываю с применением административных санкций как в отношении УК, так и ресурсоснабжающих организаций, при этом упор делается на привлечение к ответственности конкретных должностных лиц.

Также надо отметить, что обращения жителей стали более конкретными. Еще несколько лет назад граждане пытались эмоционально выплеснуть все проблемы, начиная от перегоревшей в подъезде лампочки. Сейчас правовой и информационный уровень значительно вырос: граждане более грамотно формулируют просьбы, нередко ссылаются на конкретные пункты договора, законов и подзаконных актов.

Но на этом фоне – рост числа обращений по вопросу целевого использования средств собственников на содержание и ремонт общего имущества. Практически через одного граждане задают вопрос: куда уходят наши деньги? Что ответить? Если присутствует хотя бы один бюджетный рубль, проверку могут провести соответствующие органы, но только в рамках выделяемых бюджетных средств. А все, что касается целевого использования средств граждан, вправе контролировать только сами собственники. В том числе можно обратиться в специализированную аудиторскую организацию, а по ее результатам – в суд. Самый эффективный метод воздействия – отказ со стороны собственников от УК. Откажется один дом, второй, сотый – УК экономически не выживет.

Жилищная инспекция по понятным причинам не может составить полноценный рейтинг УК – инспекция работает только по жалобам и нарушениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.