Кошелек

«Являюсь постоянным посетителем кафе. В последнее время часто слышу, что не только в ресторанах, но и в кафе стало принято давать чаевые. Скажите, пожалуйста, это действительно так? Если да, то какую сумму будет приличным оставить? Обязательно ли делать это во время бизнес-ланчей или это касается вечерних «посиделок»?

Алексей Разумов, Томск»

 

– Чаевые – это собственно акт доброй воли (и щедрого кошелька) клиента, к этому его никто не имеет права принудить. Если в ресторане или кафе высокого класса обслуживания принято давать чаевые (хотя понуждение к этому считается в ресторанном сервисе неприличным), то об этом предупреждает табличка и даже тарифы, сообщающие, кому и сколько положено выделить. Иногда чаевые включают в счет, поданный посетителю по окончании трапезы, – когда-то это было распространенным явлением. Сейчас уважающая своих сотрудников и посетителей администрация ресторана так откровенно подобные притязания не обнаруживает, но тем не менее искренне верит, что их заботливый прием, отличная кухня, терпеливое внимание заслуживают дополнительного вознаграждения, которым чуткий посетитель одарит их, уходя…

В некоторых предприятиях питания поступают мудро: в чеке внизу ставят скромную фразу: «Чаевые приветствуются, но остаются на усмотрение посетителя». Во всем мире принято на чаевые давать сумму, равную 10–13% от цифры, зафиксированной в счете.

Давать деньги сверх означенной в счете суммы следует только в том случае, если действительно понравилось обслуживание, еда, сама атмосфера ресторана (кафе); если посетитель – его завсегдатай, претендующий и впредь на особый прием и почитание; если просто есть лишняя денежка и хочется показать это всем.

В любом случае человек поступает по своему усмотрению, отсчитывая положенные проценты или ограничиваясь добросердечным «спасибо», а можно и благодарность в «Книгу жалоб и предложений» записать. Хорошо вышколенный официант примет такое поведение достойно, дурно воспитанный персонал способен и злобу затаить. За большой сложный прием можно и оставить чаевые, за ленч (типа комплексного обеда) вряд ли стоит давать лишнее. В затрапезном кафе тоже не следует быть чересчур щедрым. Как говорят, кто платит, тот и заказывает музыку: право на решение этой «задачки с чаевыми» принадлежит только посетителю.

Мэри ЭТШТЕЙН,

преподаватель института искусств и культуры ТГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *