Гуманитарная убывающая

Государство обозначило неприоритетные направления в системе высшего образования

Сегодня совет ректоров томских вузов обсудит проблему возможного дальнейшего сокращения бюджетных мест на гуманитарных и экономико-управленческих факультетах.

Такая тенденция в последние годы наблюдается по всей стране и касается всех вузов.

Сказывается общее снижение количества выпускников плюс курс на инновационное развитие экономики. В Минобразования РФ заявляли уже не раз: потребность в экономистах, филологах, психологах и других специалистах гуманитарного и экономического профиля сокращается, и госзаказ на них будет планово уменьшаться. Некоторые факультеты многих вузов страны за последние годы потеряли до 40% бюджетных мест. Соответственно, возникает угроза сокращения преподавателей. А в конечном счете в вузах опасаются за снижение общего качества образования в стране.

«ТН» попросили специалистов ТГУ рассказать о проблеме на примере их, классического, университета.

Предпосылки и обоснования

Количество бюджетных мест по каждому конкретному вузу и направлению подготовки утверждается министерством исходя из общефедеральных квот. ТГУ в этом году подал заявку на 2300 мест, получил на 9% меньше.

– По очной форме обучения сокращение произошло на 6% и коснулось двух групп специальностей – гуманитарной и экономико-управленческой. По гуманитарному направлению самыми пострадавшими оказались факультет психологии, иностранных языков, филологии и физической культуры – число мест на каждом уменьшилось где-то на 20%, – вводит в курс дела проректор ТГУ по учебной работе Александр Ревушкин. – По экономическому направлению сокращение 10%. Это отразилось на экономическом факультете и некоторых других, где есть специальности этого профиля.

В ТГУ говорят, что отчасти этим процессам есть логическое обоснование. Во-первых, из-за демографической ямы количество абитуриентов сокращается с каждым годом. Так, в 2010 году в томских школах выпускников будет на 1,5 тыс. меньше. Во-вторых, гуманитарные специальности есть в частных вузах, в то время как подготовкой инженеров или, скажем, математиков занимаются только государственные.

– Разных вузов это коснулось в разной степени. Я знаю, что ряду технических университетов не дали ни одного бюджетного места на гуманитарные направления, – продолжает Ревушкин. – ТГУ в этом свете находится в относительно благополучной ситуации. Но не признать то, что это серьезная тенденция, мы не можем.

Печальная взаимосвязь

Уменьшение числа студентов ведет к сокращению преподавателей. Сокращать ставки пришлось уже по результатам двух прошлых лет, и, вероятно, процесс продолжится в следующем году (штатное расписание на этот год утверждено еще в январе).

– Мы все финансируемся в зависимости от количества студентов. В позапрошлом году количество мест у нас сократилось на 8 очных и 30 вечерних. В итоге потеряли четыре ставки. В этом году нам урезали набор на 34 места. Надо полагать, чем это чревато, – рассказывает Эдуард Галажинский, декан факультета психологии.

– Конечно, мы будем стараться сохранить кадровый потенциал. По гуманитарным специальностям у нас очень большой спрос. Будем увеличивать количество мест для платников и создавать внебюджетные ставки, – добавляет Александр Ревушкин.

Однако понятно, что это паллиативное решение: гарантировать достаточное число студентов-платников трудно, и, как можно предполагать, внебюджетные ставки устроят не всех.

Удар по заочникам

Еще одна тенденция – резкое сокращение бюджетных мест по заочной форме обучения. Например, на факультете психологии за последние три года их число упало с 70 до 30, на факультете журналистики – с 30 до 12.

– Складывается ощущение, что идет истребление заочной формы как таковой. Ее пытаются изъять из системы высшего образования, – рассказывает декан факультета журналистики Юрий Ершов. – Вероятно, нас заставляют ориентироваться на столичные вузы. МГУ, некоторые университеты Санкт-Петербурга уже отказались от заочки.

Специалисты вздыхают: в министерстве, вероятно, не учли размаха наших краев. Ведь заочная форма обучения нередко единственная возможность для тех, кто живет в деревнях и селах. Также, по выражению Александра Ревушкина, оно играет буферную функцию – студенты, рано создавшие семьи, не теряют шанса продолжить образование. Непоступившие, напротив, идут на заочку с расчетом перейти на дневное.

– Бытует мнение о низком качестве заочного образования. Я считаю, это не совсем правильно, – утверждает проректор, – с одной стороны, заочники действительно гораздо меньше времени проводят в университете, но часто они работают по специальности, еще будучи студентами. Я знаю многих выпускников-заочников ТГУ, которые сделали успешную карьеру не только на производстве, но и в науке. Среди них есть и кандидаты, и доктора наук.

Сохранить по-максимуму

Под вопросом оказались и некоторые специальности на неприоритетных ныне направлениях. Так, филологическому факультету, возможно, придется отказаться от ряда уникальных специальностей, таких как «теоретическая и прикладная лингвистика», «издательское дело и редактирование», «литературное творчество».

– Это новые специальности, разработкой которых мы занимались не один год, – рассказывает декан филологического факультета Татьяна Демешкина. – Планировалось, что на каждой из них будет учиться порядка десяти студентов, но нам утвердили по три-четыре места. Если не удастся набрать достаточно платников, направления будут под вопросом. Это ведь смешно – осуществлять подготовку трех человек.

– На мой взгляд, дело даже не в количестве мест, а в качестве образования.

Потребность в грамотных специалистах при модернизации экономики будет возрастать, – резюмирует в итоге Александр Ревушкин. – Ведь развитие многих современных технологий немыслимо без их гуманитарной поддержки, без осмысления их роли в нашем обществе. Иначе мы можем прийти к тому, что появится совершенно неожиданные эффекты от внедрения этих технологий, что по итогам скажется и на обществе, и на его благосостоянии, и на культуре.

Надежда на статус

Игнорировать государственные приоритеты в части развития системы высшего образования невозможно. И сейчас главная задача томских университетов – приспособиться к ним и постараться обеспечить минимальные потери для гуманитарных и экономико-управленческих направлений. В ТГУ в этой связи большие надежды возлагают на статус национального исследовательского университета, который присвоен их вузу и ТПУ. И в Министерстве образования уже заявили: подход к разным вузам будет различным при наличии научных школ, официальных подтверждений особого статуса…

 

Министерство образования и науки представило в Правительство РФ расчеты, согласно которым в ближайшие годы без работы могут остаться до 100 тыс. преподавателей вузов. Это произойдет вследствие демографической ямы, которая образовалась в начале 1990-х годов. Как заявили в министерстве, если в этом году в вузах около 7 млн абитуриентов, то в 2015 году их будет 4,5 млн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + двадцать =